Спутниковое ТВ для глубинки. ЗАО "Национальная спутниковая компания" объявило о коммерческом запуске проекта спутникового телевещания "Триколор ТВ"ПАВЕЛ МОРОЗ В минувшую пятницу ЗАО "Национальная спутниковая компания" (НСК) объявило о коммерческом запуске проекта спутникового телевещания "Триколор ТВ". Основная задача проекта - дать возможность жителям удаленных регионов принимать российские телеканалы. Рынок гадает, кто профинансировал создание спутникового оператора, не веря в частных инвесторов, вложивших в "Триколор ТВ" более $10 млн. "Речь идет о 50 млн человек, проживающих в районах европейской части России, включая Урал, которые и сейчас не охвачены многопрограммным вещанием. В перспективе мы выйдем на вещание в Сибири и на Дальнем Востоке",- пояснил "Бизнесу" исполнительный директор НСК Дмитрий Волобуев. По его словам, компания обеспечивает цифровое вещание через спутник EutelsatW4, на котором арендована передающая емкость. Тестовое вещание "Триколор ТВ" начал в октябре 2005 года, а с 12 ноября начата передача программного пакета, которую обеспечивает ФГУП "Космическая связь". Компанией пока заявлено о "работе по окончательному формированию пакета из 14 основных российских каналов", хотя на сегодняшний день в него входят "Россия", "Культура" (оба в тестовом режиме), "Спорт", СТС, Ren-TV, ДТВ, ТВ-3. Первый канал и НТВ, а также военно-патриотический "Звезда", по словам Волобуева, появятся в сетке в начале 2006 года. Коммерческой особенностью телевидения от "Триколора" является отсутствие абонентской платы. Для его приема нужно лишь оплатить установку и подключение приемника-ресивера, который обеспечивает цифровое кодирование сигнала, и 60-сантиметровой "тарелки". Обычной для операторов спутникового ТВ является практика, когда абонент разово платит от $200 и выше за установочный комплект (декодер и антенну) и периодически - за карточку доступа. По мнению игроков рынка, от размещения рекламы в эфире "Триколор ТВ" значительных доходов ожидать не стоит: НСК предлагает свой продукт для небогатой аудитории, которая не может себе позволить тратить на спутниковое ТВ $20-50 в месяц. "Критично важно появление в пакете "Триколора" основных каналов: Первого и "России",- отмечает гендиректор ЗАО "Белка-телеком", входящего в число дилеров "Триколор ТВ", Борис Сарапулов.- От этого во многом зависит успешность проекта и размер рекламных бюджетов". По его мнению, реализация проекта будет эффективна при условии его финансирования из бюджетных средств по аналогии с французским каналом TV5, который, имея статус общественной организации, обеспечивается государством. Между тем Дмитрий Волобуев категорически отказался раскрывать "Бизнесу" размер и источник инвестиций в проект "Триколор ТВ", отметив лишь только, что средства получены как частные инвестиции и "бизнес-проект развивается по плану". В октябре несколько тысяч комплектов ресиверов поступили к дилерам. "На сегодняшний день наше оборудование доступно по рекомендованной розничной цене в 3500 руб.",- поясняет Волобуев. По его словам, до конца года планируется установить около 50-70 тыс. ресиверов, что приведет к охвату, сравнимому с "НТВ-плюс", в 200-250 тыс. абонентов. В планах НСК - за два-три года установить 500 тыс. приемных комплектов. Это обеспечит 1,5-2 млн абонентов для "выхода на устойчивую прибыльность проекта". Версию о продвижении корпорацией General Satellites дешевых ресиверов Дмитрий Волобуев отвергает. "Мы никогда не продадим ресиверов столько, чтобы покрыть затраты даже на аренду канала спутника",- поясняет он. Только за аренду емкости EutelsatW4 НСК заплатила более $7 млн, не считая затрат на покупку контента и обеспечение трансляции в удаленных районах. По оценкам специалистов, чтобы окупить $10-15 млн инвестиций, дилеры "Триколор ТВ" должны продать несколько миллионов ресиверов, учитывая, что прибыль собственно НСК составит не более 15%. Гендиректор ООО "Компания SpaceSat" Эдуард Кротов не исключает, что за проектом "Триколор ТВ" "стоят госструктуры". "Можно было предположить, что это коммерческий ход "НТВ-плюс" по привлечению низкодоходной аудитории, если бы не слухи о подготовке "НТВ-плюс" аналогичного предложения",- отмечает он. Кротов уточняет, что абонент, потратив $30- 40 на несложную модернизацию ресивера от "Триколор", может, купив карточку доступа, принимать "НТВ-плюс". По его мнению, без финансовой подпитки проект НСК в его сегодняшнем виде (передача через спутник только российских эфирных каналов) угаснет через два-три года. А большинство абонентов "Триколора" уйдут к "НТВ-плюс". В "НТВплюс" отказались комментировать появление нового спутникового оператора, настаивая, что "Триколор" им не конкурент, поскольку работает в другой нише. "Возможно, что проект рассчитан под выборы 2008 года, чтобы обеспечить доставку агитационных материалов центральных каналов в отдаленные районы",- выразил свое мнение представитель крупной телекоммуникационной компании, пожелавший остаться неназванным. Деловая газета "Бизнес" |