Итальянцы замесят в РоссииЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА После десяти лет работы на российском рынке итальянский производитель дорогой строительной химии Mapei решил обзавестись в стране собственным производством. Компания построит сразу четыре завода по производству сухих строительных смесей. Свое решение они объясняют бурным ростом рынка, ежегодно прибавляющим 25-40%. Однако эксперты считают, что планам компании может помешать резкое подорожание цемента, из-за чего цены выросли на 10-15%. Спрос на дорогие смеси уже начал падать. Производитель строительной химии категории "премиум" (клеи, сухие строительные смеси) Mapei вышла на российский рынок в 1996 году. Большая часть продукции импортировалась, Mapei производила в России только три вида клея на московском заводе IBS. Недавно компания анонсировала планы по строительству в России четырех заводов по выпуску сухих строительных смесей. Они должны заработать к 2010 году. Первый - мощностью 100 тыс. т- уже строится в подмосковном Ступине, запуск намечен на конец 2006 года. Площадки для остальных трех заводов Mapei пока не нашла. Совокупные инвестиции в проект составят 40 млн евро (по 10 млн на каждую площадку). "Нас привлекает рост российского рынка сухих строительных смесей, который ежегодно прибавляет 25-40% вслед за строительным рынком",- поясняет планы компании начальник отдела маркетинга российского офиса Mapei Ольга Великова. По данным Агентства строительной информации, в 2004 году объем российского рынка сухих строительных смесей составил 2,3 млн т, или около 330 млн евро, на премиум-сегмент пришлось 15-20% или около 60 млн евро. По оценкам экспертов агентства, перенос производства в Россию поможет Mapei снизить себестоимость смесей на 15-20% за счет отсутствия таможенных пошлин и снижения затрат на логистику. Однако участники рынка считают, что Mapei неудачно выбрала время для переноса производства в Россию. "50% состава любой сухой строительной смеси - цемент, стоимость которого за последний год увеличилась на 60%. Чтобы производство сохранило рентабельность, Mapei, сейчас продающей смеси по 200 евро за тонну, придется поднимать цены, что может сократить объем продаж",- предупреждает попросивший об анонимности топ-менеджер "Глимс-продакшн" (производитель смесей). По данным директора по маркетингу компании "Победит" Вячеслава Смирнова, с июля этого года смеси в среднем подорожали на 10-15%. При этом некоторые игроки премиум-сегмента сухих строительных смесей, например Knauf, уже начали снижать цены на свою продукцию из-за падения спроса, отмечает Смирнов. Заявления производителей подтверждают и потребители. По словам директора по рекламе и PR концерна "Крост" Леонида Белаги, компании требуются большие партии смесей, поэтому "Крост" старается снижать цену, насколько это возможно, и в основном пользуется недорогими сухими смесями. Впрочем, Mapei это не пугает. "У нас дорогая продукция, цемент мы выбираем не по цене, а по качеству",- говорит Великова. А аналитик исследовательской компании "Прямые инвестиции" Александр Воронин предполагает, что Mapei может договориться об альянсе с итальянскими производителями смежных сегментов рынка стройматериалов, например плитки или клея: "Тогда при покупке одного из этих материалов продавцы будут предлагать продукцию других участников альянса. Такие прецеденты уже есть - так поступают турецкие производители смесей и плитки". Деловая газета "Бизнес" |