07.12.2005

Художников оскорбили на пять миллионов



Вчера в Замоскворецком суде столицы началось рассмотрение иска девяти московских художников против Галереи Марата Гельмана и Центрального дома художников (ЦДХ). Истцы заявляют, что прошедшая в начале 2005 года в ЦДХ выставка "Новейшее искусство постсоветского пространства" в рамках проекта "Россия-2" оскорбила их религиозные чувства и нанесла моральный вред на общую сумму 5 млн руб.

Иск против галериста и политтехнолога Марата Гельмана, а также директора ЦДХ Валерия Бычкова подали девять членов Московского союза художников, которые в январе этого года посетили выставку "Новейшее искусство постсоветского пространства", прошедшую в рамках проекта господина Гельмана "Россия-2" (цель проекта по замыслу автора – создать систему ценностей, параллельную существующей в сегодняшней России). Художники заявили, что выставка нанесла им моральный вред и оскорбила их "религиозные и национальные чувства". "Она специально направлена на оскорбление православных и на разжигание межнациональной розни",– заявил адвокат истцов Михаил Воронин. Моральный вред истцы оценили в 5 млн руб. На вопрос адвокатов ответчиков, чем мотивирована такая сумма, господин Воронин ответил, что сумма "непринципиальна" и что это "копейки по сравнению с плевком в сторону православия со стороны Марата Гельмана".

Отметим, что это уже третья попытка православных граждан встретиться с организаторами выставки в суде. В конце января несколько частных лиц во главе с господином Ворониным подали в Тверской суд Москвы иск против господина Гельмана, обвинив его в разжигании религиозной розни и политическом экстремизме. Суд оставил иск без рассмотрения. Новый иск от имени членов Московского союза художников был подан в июне 2005 года в Замоскворецкий суд, но он также был отклонен, потому что на момент его подачи у представляющего интересы истцов господина Воронина не было адвокатской лицензии. В начале осени художники подали третий иск, и он был принят Замоскворецким судом к рассмотрению.

Выставка "Новейшее искусство постсоветского пространства" проходила в ЦДХ с 18 января по 15 февраля 2005 года. Организовала выставку Галерея Марата Гельмана, арендовавшая у ЦДХ несколько залов. Критики оценили представленные на ней работы как "жесткий соц-арт". На выставке было представлено около 50 картин, скульптур, фотографий и видеоинсталляций. Среди них, в частности, фото мертвой шахидки у ног памятника Сталину и диптих, изображающий распятого Христа в пламени.

В ходе вчерашнего заседания все девять истцов по очереди обосновали свои претензии к господину Гельману. Больше всего их возмутили видеозарисовка "Все, что тебе нужно", где на фоне изображения "лика Спасителя демонстрируются рекламные ролики противорелигиозного и аморального содержания с откровенно оскорбляющими намеками", и работа "Исламский проект", где на фоне разрушенного Кремля изображена соборная мечеть. "Выставка нанесла оскорбление моим нравственным, православным и эстетическим чувствам",– заявил один из авторов иска, художник Андрей Дроздов. "А религиозная ненависть в вас разожглась?" – спросила господина Дроздова адвокат Марата Гельмана Екатерина Бирюкова. "Я смирил свои чувства",– не без гордости ответил господин Дроздов.

"Я зашел в ЦДХ, и меня как ошпарило: вместо русских святынь – мечети,– делился с судом своими впечатлениями от 'Исламского проекта' художник Егор Зайцев.– Я прошел дальше – вокруг вода льется, порнография везде висит. Мне хотелось броситься и сорвать все это!"

Господин Воронин назвал выставку современного искусства "преступным деянием" и добавил, что ЦДХ, как государственное учреждение, не имел права ее проводить. "Нас оскорбили за государственный счет",– возмущался господин Воронин. Аргументы адвокатов господина Бычкова о том, что ЦДХ просто сдал в аренду свое помещение и не несет ответственности за содержание выставки, истцов не убедили.

Сам Марат Гельман и Василий Бычков по просьбе их адвокатов ход дела не комментируют. Господин Гельман, еще только узнав об иске, говорил Ъ: "Мракобесы, которые боролись с искусством, были всегда. А теперь они подняли голову, потому что власть на их стороне". "Все, что мы слышали от истцов, очень неконкретно,– заявила вчера Ъ адвокат Екатерина Бирюкова.– Какие-то расплывчатые утверждения, что от выставки пострадали все православные. Но даже если это и так, мне не понятно, почему деньги просят только эти люди". // АНДРЕЙ Ъ-КОЗЕНКО











КоммерсантЪ