Ford зашивается. Ford недооценил потребности российского рынка в автомобилях FocusРОМАН ГУЛЯЕВ ИРИНА РУСАНОВА Ford недооценил потребности российского рынка в автомобилях Focus: впервые с начала сборки этих машин во Всеволожске российское отделение концерна будет вынуждено импортировать 2 тыс. Ford Focus II европейского производства, чтобы удовлетворить спрос. За эти автомобили Ford придется заплатить таможенную пошлину, а поскольку продаваться они будут по той же цене, что и машины российской сборки, концерн может понести убытки. Впрочем, как считают эксперты, если убытки и будут, то минимальные. В любом случае, это разумная плата Ford за то, чтобы не отдать часть рынка конкурентам. На 2006 год Ford получил уже около 30 тыс. заказов на Ford Focus II - половину запланированного на этот период производства автомобилей на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом. По оценкам опрошенных "Бизнесом" дилеров, при таких темпах поступления заявок мощностей всеволожского завода не хватит для удовлетворения спроса на Focus в будущем году. "Завод Ford сейчас работает с максимальной загрузкой, и хорошо, что принято решение об инвестировании в расширение производства (Как уже сообщал "Бизнес", летом этого года Ford принял решение о расширении мощностей завода с 2006 года до 60 тыс. в год). Тем не менее мы наблюдаем явный дефицит Focus II на российском рынке: очередь растянулась до октября",- говорит генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов. По словам PR-менеджера российского представительства Ford Екатерины Кулиненко, дефицит объясняется именно объемами производства завода: более месяца он стоял изза перехода на новую модель- нужно было поставить дополнительное оборудование и переучивать рабочих. "При выходе на российский рынок Ford соблюдал определенную осторожность, и изначально расчет мощностей производства происходил исходя из меньшего спроса,- объясняет Екатерина Кулиненко.- А сейчас быстрое наращивание объемов производства невозможно: это может привести к потере качества". Тем не менее директор проекта Auto-dealer.Ru Олег Дацкив не считает, что Ford допустил маркетинговый просчет, определяя мощности российского завода. "В 2002 году, когда открылось предприятие во Всеволожске, рынок действительно был более узким, и только с 2003 года начался его резкий рост",- отмечает он. По мнению господина Дацкива, единственный просчет Ford допустил в ценообразовании: при такой очереди, считает он, концерн мог бы смело поднять цену на машины на $2-3 тыс. (сейчас Focus стоит от $11 720 и считается экспертами одним из лучших предложений в классе С по соотношению цена-качество). "Но даже при повышении цены мощности завода не обеспечили бы покрытие спроса в России на автомобиль",- считает Олег Дацкив. Так или иначе, теперь, чтобы хотя бы частично покрыть дефицит машин, Ford вынужден будет импортировать в Россию автомобили европейской сборки: в январе в страну будет ввезена партия Ford Focus II - 2 тыс. автомобилей. С каждой Ford заплатит пошлину в размере 25% от стоимости автомобиля, однако повышать цены из-за этого не собирается. Впрочем, как считает Тараканов, если Ford и понесет потери, то они будут минимальными. Олег Дацкив также отмечает, что разница между себестоимостью импортного автомобиля и машины местной сборки относительно небольшая (10-12%). "Так что в худшем случае Ford сработает по импортным машинам в ноль",- уверен он. "Гораздо важнее сейчас максимально удовлетворить спрос и не позволить ближайшим конкурентам занять нишу Focus",- считает руководитель отдела маркетинга компании "Автопассаж" Виктор Субботин. Стоит также обратить внимание на то, что Ford завозит в Россию автомобили только 2005 года выпуска в топ-комплектации Ghia и с опциями, которые в России предоставляются лишь за дополнительную плату (в частности, с системой курсовой устойчивости IVD и боковыми шторками безопасности). Машины оснащаются двигателями 1,6 л- это удешевляет ввоз из-за более низкой таможенной пошлины. Как отмечает Олег Дацкив, в Европе такие автомобили прошлого модельного года Ford был бы вынужден продавать со скидкой, которая обычно эквивалентна дилерской марже. "В Европе они мало бы заработали на ней, к тому же отсутствие на складах прошлогодних моделей будет стимулировать продажи машин нового года без скидок",- говорит он. В результате, продолжает эксперт, если учесть, что это довольно дорогие модели, с достаточно высокой маржой, Ford может не только не потерять на этих автомобилях, но даже получить прибыль."Это очень правильное решение. Российский дилер уменьшает очередь, потребитель получает новые Focus европейской сборки, российское представительство Ford увеличивает долю рынка, а европейское отделение компании лишается проблем с распродажей стоков и стимулирует покупки новых автомобилей без скидки",- резюмирует Олег Дацкив. "Было бы прекрасно, если бы Ford смог импортировать в Россию по 2 тыс. автомобилей хотя бы раз в квартал, это позволит дилерам увеличить продажи",- считает генеральный директор "New York Motors Москва" Андрей Павлович. Однако, по словам Екатерины Кулиненко, импорт автомобилей из Европы - разовая акция, и аналогичных планов на последующие месяцы пока нет. Впрочем, возможно, Ford все-таки придется и в дальнейшем прибегать к таким мерам. Как уже писал "Бизнес", осенью из-за споров администрации и трудового коллектива Всеволожского завода профсоюзы провели предупредительную "итальянскую забастовку" рабочих. Екатерина Кулиненко затруднилась назвать точное количество недопроизведенных в связи с этим машин; по ее словам, речь идет о нескольких сотнях автомобилей. Однако поскольку переговоры администрации с профсоюзными лидерами еще не завершены, угроза полноценной забастовки сохраняется. Так что, налаживая схему с импортом, Ford одновременно страхует себя на случай забастовки. В российском отделении Ford не стали комментировать связь импорта с забастовкой. Деловая газета "Бизнес" |