08.12.2005

Водочный союз. Уже на следующей неделе может быть объявлено об объединении двух крупных участников алкогольного рынка



МАРИНА НОСКОВИЧ
ПЕТР МИРОНЕНКО

Уже на следующей неделе может быть объявлено об объединении двух крупных участников алкогольного рынка: "Русской вино-водочной компании" (РВВК) и завода "ОСТ-Алко", принадлежащего группе ОСТ.
Эксперты объясняют слияние снижением продаж основного брэнда РВВК - "Флагмана" - и окончанием ее контракта на дистрибуцию в России брэндов корпорации Allied Domecq, которую купили Pernod Richard и Future Brands.
О планах по слиянию РВВК и "ОСТ-Алко" рассказал менеджер РВВК и один из акционеров компании. По словам совладельца РВВК, о сделке может быть объявлено уже на следующей неделе. Структуру сделки собеседник "Бизнеса" не раскрывает. От официальных комментариев представители РВВК отказались.
В "ОСТ-Алко" также не стали комментировать ситуацию, однако ранее гендиректор компании Елена Сорокина сообщила о планах "ОСТ-Алко" "объединиться с региональной компанией, чтобы увеличить долю на рынке с 5% до 10%".
По данным "Бизнес Аналитики", в крупнейших российских городах доля РВВК со второго полугодия 2003 года по первое полугодие 2005 года снизилась с 4,4% до 4,1% (продажи в денежном выражении), а группы ОСТ за тот же период - с 4,1% до 3,9% рынка.
Если СП действительно будет создано, контрольный пакет акций получит группа ОСТ, говорят эксперты. "Владельцы РВВК давно хотели продать компанию",- рассказывает источник, знакомый с ситуацией. По его информации, владельцы РВВК вели переговоры с группой SPI Юрия Шеффлера "около пяти лет назад" и в 2005 году, а также с группой Allied Domecq до того, как ее поглотили Pernod Richard и Future Brands. "Однако переговоры ничем не закончились",- вспоминает источник. Он объясняет слияние снижением продаж основного брэнда РВВК - "Флагмана" - и окончанием контракта на дистрибуцию в России брэндов корпорации Allied Domecq, которую купили Pernod Richard и Future Brands: "Теперь брэнды Allied Domecq, которые продавала в России РВВК, отошли российским представителям этих компаний".
Участники рынка считают создание СП логичным шагом.
"Слияние производителя, "ОСТ-Алко", и владельца одного из самых сильных брэндов, РВВК, вполне логично.
В этом случае компания может заниматься продуктом полностью, начиная от закупки спирта до продаж, которые сама контролирует",- говорит генеральный брэнд-менеджер компании "Винэксим" (брэнд "Путинка") Станислав Кауфман. Он приводит в пример компанию "Русский алкоголь", которая несколько месяцев назад приобрела завод в Туле. "Создание цикла - общая тенденция рынка, дающая значительные конкурентные преимущества",- отмечает Кауфман.
С ним соглашается гендиректор группы "Кристаллгросс" Виктор Самойлов, который напоминает, что "Флагман" уже несколько лет разливается на "ОСТ-Алко". "По сути, они уже давно слились",- говорит Самойлов.
Участники рынка не исключают, что следующим шагом может стать продажа СП стороннему инвестору. "После слияния они могут продаться кому-то третьему: объединение представляет больший интерес, чем крупный производитель, у которого нет сильного брэнда, или компания с сильным брэндом, но без производства",- считает Станислав Кауфман. Виктор Самойлов из "Кристалл-гросс" отмечает, что таких прецедентов на российском алкогольном рынке еще не было, но если такое случится, это будет первая масштабная сделка.
А глава ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко считает, что покупателем может стать иностранная компания: "Вряд ли кто-то из местных игроков сможет их купить, а вот Diageo давно хочет зайти на российский рынок". ВDiageo вчера не смогли прокомментировать интерес к создаваемому СП.



Деловая газета "Бизнес"