12.12.2005

Фоторобот монополиста. ФАС внесла в правительство подготовленные ко второму чтению поправки в законопроект "О защите конкуренции"



ОКСАНА КАРПОВА
ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала с отраслевыми министерствами и внесла в правительство подготовленные ко второму чтению поправки в законопроект "О защите конкуренции". В конце прошлой неделе глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что чиновникам наконец удалось найти компромисс с представителями крупного бизнеса, которые изначально обрушили шквал критики на предложения антимонопольной службы.
"Наша задача - снизить административные барьеры и защитить общество от недобросовестных предпринимателей, не причинив вреда добросовестным компаниям. Если раньше антимонопольные органы контролировали 90% бизнеса, то с принятием нового закона "О защите конкуренции" есть надежда, что ситуация изменится и ФАС будет проводить проверку только 10% компаний. Кроме того, подготовленные поправки направлены на дальнейшее снижение административных барьеров для деловых людей",- уверяет Игорь Артемьев.
В первую очередь чиновники уточнили определение "коллективное доминирование на рынке": именно нечеткость этого критерия вызывала наибольшее недовольство предпринимателей. Как следует из подготовленных поправок, предлагается предусмотреть четыре критерия, позволяющие определить рынки, на которых может осуществляться коллективное доминирование. Рынок будет признан доминирующим, если товар, обращающийся на нем, не имеет заменителей, а также если спрос на соответствующий товар на этом рынке не является эластичным, то есть если потребители товара не могут отказаться от употребления в прежних размерах даже в случае роста цены на него.
Кроме того, под критерий доминанта попадает производство или потребление товара, которое характеризуется высокой концентрацией. То есть если на таком товарном рынке три или менее крупнейших компании суммарно занимают долю больше 50% либо если пять или менее крупнейших компаний суммарно занимают долю больше 70%. И наконец, рынок будет признан коллективно доминирующим, если как минимум в течение одного года он недоступен для конкурентов, а доля компаний при этом остается стабильной.
Еще одна поправка, которую внесла ФАС с учетом пожеланий бизнеса,- это увеличение с 5% до 10% доли рынка одной компании, ниже которой к ней не могут быть предъявлены претензии о коллективном доминировании.
Эксперты предложения ФАС называют вполне здравыми, но при этом предлагают более детально описать некоторые н о р м ы законопроекта. Вед у щ и й консультант компании "Развитие бизнес-систем" Марсель Ганеев полагает, что необходимо разработать методику расчета для каждого критерия доминирующего положения того или иного рынка. "Все рынки даже по схожим товарам разные. Поэтому в отсутствие четкой методики расчета антимонопольное законодательство будет неэффективным с точки зрения улучшения ситуации на рынке",- говорит эксперт. По его словам, например, "входные барьеры" на тот или иной рынок для новых компаний имеют свою цену. "Вхождение на железнодорожный рынок измеряется миллионами долларов, на консалтинговый рынок - в среднем в $500 тыс. Кто будет определять величину "барьеров", пока непонятно",- отмечает Ганеев.
Что касается увеличения порога при определении коллективного доминирования, то в этом вопросе эксперты дружно поддерживают инициативу ФАС. "В таком случае малым компаниям будет проще работать на рынке, как в отдельности, так и на случай их объединения друг с другом",- комментирует Ганеев. Специалист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Тарас Рабко считает, что если сохранится невысокий процент доли рынка для одной компании, ниже которой к ней не могут быть предъявлены претензии в коллективном доминировании, то будет сложно реализовать принцип демонополизации, заложенный в законопроекте.
"Малый бизнес только выиграет от предложенных ФАС поправок. Ошибочно полагать, что чем ниже порог, тем легче пресечь доминирование крупных компаний. Но в этом случае количество судебных дел станет значительным, и Федеральная антимонопольная служба не сможет надлежащим образом выполнять работу по пресечению доминирующего положения той или иной компании на рынке",- разъясняет Рабко.


Деловая газета "Бизнес"