20.12.2005

Citigroup размножается в России



Финансовая корпорация Citigroup намерена в 2006 году почти вдвое расширить розничную сеть Citibank в России, открыв в придачу к 25 отделениям еще 40. Эксперты ожидают экспансии и других иностранных банков, которые могут составить серьезную конкуренцию государственным банкам по привлечению вкладов.

Финансовая корпорация Citigroup объявила о планах расширения розничной сети в 2006 году. По всему миру планируется открыть 150–200 отделений и 400–500 розничных офисов. По словам исполнительного директора Citigroup Чарльза Принса, это будет самым большим увеличением масштаба операций группы, не связанных с поглощениями, за последние пять лет. Розничную сеть российской «дочки» компании, Citibank, планируется увеличить на 40 новых отделений для частных клиентов.

Citibank начал деятельность в России 1993 году, став одним из первых банков с иностранным капиталом. В ноябре дочерний банк Сitigroup открыл 25-е отделение в России. В 2005 году было открыто 17 новых отделений, что более чем в два раза превышает показатель 2004 года. На рынок розничных банковских услуг в России Ситибанк вышел в 2002 году.

Помимо России новые отделения будут открываться в Турции, Мексике, Бразилии, Южной Корее. Как полагают эксперты банковского рынка, Citibank, занимающий лидирующие позиции в сегменте розничных операций с населением, скорее всего, сделает ставку на регионы и средний класс.

«До сих пор Citibank работал в крупных городах, и его продукты были ориентированы на достаточно обеспеченный слой общества. Видимо, эта ниша уже перенасыщена, и компания намерена расширяться в другом направлении», – предположил главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.

Алексей Булгаков из ИК «Атон» отмечает, что объем операций «дочек» иностранных банков в целом расширяется, а российский банковский сектор становится все более привлекательным для иностранных компаний. Соответственно, увеличивается и доля активов дочерних компаний.

Всего за один третий квартал 2005 года доля участия иностранного капитала в российской банковской системе увеличилась с 7 до 11%. Всего же с начала года объем иностранных денег в российских банках удвоился. По данным ЦБ, в первую очередь рост произошел благодаря регистрации Морган Стэнли Банкa и увеличению капитала действующими кредитными организациями – Райффайзенбанк Австрия, Хоум кредит финанс Банк, ММБ, Хансабанк, банк «Натексис», Алеф-банк и Финансбанк.

Доля кредитования частных лиц у трех крупнейших иностранных банков (Райффайзенбанк, Citibank, Международный московский банк) уже возросла с 2,1 до 3,7%, замечает Булгаков. При этом доля депозитов остается стабильной на уровне 2,5%.

Наибольшие перспективы зарубежные финансисты видят в развитии розничного обслуживания населения. «В отличие от российских банков, западные компании концентрируются на операциях с населением – кредиты, выпуск кредитных карт. В этом сегменте иностранные структуры составляют конкуренцию российским и могут со временем вытеснить их с рынка», – отмечает Алексей Булгаков.

«За счет того, что стоимость ресурсов на внешних рынках стала сопоставима с российскими, иностранным банкам стало интересно привлекать ресурсы в России. Вполне возможно, что к концу 2006 года депозитные ставки этих банков сравняются со ставками госбанков, таких как Внешторгбанк и Сбербанк», – полагает Алексей Буздалин.

Citibank, по оценке экспертов, среди прочих дочерних компаний по объему розничных операций делит второе место с Международным московским банком после Райффайзенбанка. По объему чистых активов «дочка» Citigroup занимает третье место в России.

Однако особенность Citigroup – достаточно агрессивная политика продвижения услуг. Продукты буквально навязываются клиентам. Если такой подход сохранится, он может сыграть роль «антирекламы», полагают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. «Независимо от того, что персонал недостаточно квалифицированный и в банке низкое качество обслуживания, Citibank сможет расширить свою сеть. Он стал представителем массового продукта, а эта ниша не охвачена на рынке.

Банкинг слаб в России: население не привыкло к этому виду услуг, поэтому более развито так называемое VIP-обслуживание. Следующий этап – переход на массовое обслуживание. Ресурсы у материнской компании большие, поэтому есть основания полагать, что планы Citigroup увенчаются успехом», – отмечает аналитик компании «Проспект» Игорь Лавущенко. //Наталья Копылова

Газета.RU