22.12.2005

Airbus теснит Boeing, Европейская авиастроительная компания Airbus резко активизировала свою деятельность в России



ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

На этой неделе компания подписала два контракта с Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО) и корпорацией "Иркут" на сумму $200 млн на поставку комплектующих для своих самолетов. Помимо этого, новые перспективные проекты Airbus могут принести России прибыль в размере $25 млрд.
"В рамках контракта, подписанного с НТК "Иркут", российское предприятие будет производить элементы для топливного бака самолета А320 и элементы крыла для А340 и А-380,- сообщил "Бизнесу" старший вице-президент Airbus по стратегическому развитию Аксель Крайн.- Его объем составляет примерно две трети от общего объема в $200 млн. Контракт с ВАСО оценивается в одну треть и относится к производству элементов пилона А-380". Оба контракта были подписаны в рамках выполнения соглашения о сотрудничестве, заключенного в 2001 году между Роскосмосом и европейским авиационным и оборонным концерном EADS. По словам господина Крайна, с подписанием контрактов соглашение 2001 года оказывается перевыполненным на 40%: вместо $800 млн общий объем сделок составит $1,1 млрд.
В условиях усиливающейся борьбы с главным конкурентом, компанией Boeing, за российский рынок авиаперевозок, Airbus не только не собирается успокаиваться на достигнутом, но, наоборот, переходит в открытое наступление.
Примером тому могут служить три новых проекта, участие в которых принесет России как минимум $25 млрд.
В рамках первого проекта прибыль российских предприятий от участия в производстве самолета А-350 составит $3 млрд (3-4% от общего объема проекта). Второй проект предусматривает участие российских заводов в "конвертации" отслуживших свой срок пассажирских самолетов А320 в грузовые. В рамках этого проекта Россия сможет получить до $2 млрд.
Однако самым грандиозным представляется приглашение России для разработки, производства и послепродажного обслуживания самолета нового поколения Airbus.
"Прибыль российских предприятий от участия в проекте составит до $20 млрд на весь срок эксплуатации самолетов",- обещает Аксель Крайн.
По его словам, в этом проекте российские предприятиясмогут участвовать на всех этапах, начиная с нулевого. В процентном выражении обещанные $20 млрд составляют около 10% общего объема проекта.
Переговоры с российскими предприятиями об участии в проектах уже ведутся. По словам господина Крайна, по проекту переделки А-320 в грузовые самолеты Airbus начал переговоры с ОАО "Авиакомплекс Ильюшина" и РСК "МиГ". Однако более конкретную форму контакты обретут после окончания формирования в России Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). "После появления ОАК нам будет легче вести переговоры, потому что фактически мы будем иметь дело с единым партнером",- говорит Аксель Крайн.
В целом компания Airbus довольно оптимистично смотрит на перспективы завоевания российского рынка и практически уверена в победе в тендере "Аэрофлота". "Мы сделали очень интересное предложение "Аэрофлоту" как с коммерческой, так и с технической точки зрения,- уверяет господин Крайн.- Будет по меньшей мере странным, если такой крупный национальный перевозчик, как "Аэрофлот", откажется от самолета, в производстве которого собираются участвовать российские предприятия".
Настроения европейцев разделяют и аналитики. "Наряду с покупкой EADS акций НПК "Иркут" размещение контрактов на производство на российских заводах комплектующих для самолетов Airbus показывает, что европейские партнеры серьезно относятся к перспективам сотрудничества с российской авиационной промышленностью,- говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Это является еще одним подтверждением необходимости активизации усилий по созданию единого российско-европейского авиапромышленного поля".



Деловая газета "Бизнес"