«Яндекс» запустил систему контекстной рекламы
АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
Вчера "Яндекс" объявил о запуске давно ожидаемой рынком сети показа контекстной рекламы. Разместив рекламу на страницах своего сайта, его владелец сможет получить половину доходов от продажи рекламы через рекламную сеть "Яндекса". Западный аналог сети AdSense приносит "главному мировому поисковику" Google больше половины всех рекламных доходов. Участники рынка считают, что из-за российской специфики "Яндексу" удастся получить от этого проекта не больше 20%.
Суть сетей вроде AdSense или рекламной сети "Яндекса" в том, что владелец любого ресурса в интернете может разместить ссылку на коммерческий сайт и зарабатывать на рекламе, не заключая прямых договоров с рекламодателями.
Поисковая система выступает в этом случае в качестве рекламного агентства, обеспечивающего рекламодателям аудиторию, а владельцам площадок - дополнительный доход.
Системы платы за клики существуют в Глобальной сети уже не первый год, однако успех контекстной рекламы на альтернативных сетевых площадках пришел с внедрением компанией Google системы AdSense. Именно контекстная реклама приносит сегодня до 99% миллиардных доходов Google, а больше половины приходится на AdSense. В прошлом году российский "Яндекс" заработал с помощью "контекста" 75% своих доходов (которые составили $7 млн). Очевидно, что с запуском рекламной сети "Яндексу" удастся повысить свою долю на рынке контекстной рекламы в Рунете (сегодня она составляет 55%).
"Для размещения рекламы мы используем собственную технологию "Яндекса", которая учитывает лексическую и тематическую общность рекламных объявлений и страниц сайтов-участников,- говорит главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская.- Анализируются ключевые фразы и их "кликабельность" (CTR) на поиске "Яндекса", тематика страницы, на которую ссылается рекламное объявление, и страницы, на которой оно показывается".
Участники рынка, давно ожидавшие запуск такого проекта, видят в "Яндексе" сильнейшего конкурента похожей системе "Автоконтекст" от компании "Бегун" (25% которой принадлежит "Рамблеру"). "Сегодня на ее основе существует сеть из более чем 3 тыс. сайтов,- заявляет генеральный директор интернет холдинга "Рамблер" Денис Калинин,- конечно, в этой области многое зависит от работы с партнерами и технологий, но в целом проект "Яндекса" может иметь неплохие перспективы".
Уровень доходов от контекстной рекламы Калинин не назвал, но признал, что она занимает существенный процент.
Исполнительный директор "Бегуна" Алексей Басов признает в "Яндексе" конкурента, но считает, что догонять его компанию придется долго. "На рынке партнерской контекстной рекламы "Бегун" является фактически монополистом, сотрудничая более чем с 3 тыс.
площадками, среди которых "Рамблер", Mail.ru, "Апорт" и другие,- говорит Басов,- за последний год "Бегун" вырос более чем в четыре раза, и мы не ожидаем снижения динамики развития". По его оценкам, доля "Бегуна" на рынке контекстной рекламы составляет 30-35%. "Свою долю на всем рынке интернет-рекламы, включая его медийную составляющую, мы оцениваем в 10%",- отмечает он.
Владельцы ресурсов Рунета уже давно ожидали от "Яндекса" создания "гуглеподобной" рекламной сети и сегодня готовы вступить в партнерство.
"Судя по уже сложившемуся доверию рекламодателей к эффективности систем "ЯндексДирект" и "Яндекс-Маркет" и опыту Рунета по использованию "Бегуна" и Google Ad Words/AdSense, у рекламной сети "Яндекса" будет достаточно рекламодателей и партнерских сайтов",- уверен генеральный директор "Софткей" Феликс Мучник. По его мнению, с помощью сети "Яндекс" сможет удвоить за год свои доходы от рекламы. С ним соглашается и президент рекламного агентства AdWatch Лев Глейзер. "У этого проекта блестящее будущее,- уверен он,- такие сети рассчитаны на очень перспективную аудиторию: малых и средних рекламодателей - главных покупателей контекстной рекламы в Рунете". Правда, он не уверен, что "Яндексу" удастся получить от системы больше 20% рекламных доходов. "На Западе значительная часть трафика приходит с небольших сайтов, активно участвующих в AdSense,- заявляет Глейзер,- в Рунете другая специфика, здесь больший трафик собирают крупные порталы". По мнению Глейзера, "Яндекс" очень серьезный конкурент западным игрокам.
"Google потребуется несколько лет, чтобы хотя бы догнать его",- считает он.
Деловая газета "Бизнес"