АвтоВАЗ не пойдет на откат. Новый собственник автозавода обнародовал свои планыВ Тольятти на внеочередном собрании акционеров ОАО АвтоВАЗ, проходившем в тройном кольце милицейского оцепления, государство окончательно утвердило свою власть на автозаводе. Никто из избранных членов совета директоров перед акционерами не выступил, а на последовавшей пресс-конференции новое руководство АвтоВАЗа призналось, что внятной стратегии развития крупнейшего автозавода страны у него нет. Вчера на заводе были приняты особые меры безопасности: акционеров пропускали через металлоискатели, вестибюль заводоуправления контролировали наряды милиции с собаками и сотрудники службы безопасности завода. Само здание было окружено тройным оцеплением. На собрание пришел и бывший председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников. На вопрос Ъ о причинах ухода с этого поста он отвечать отказался. "Вы и сами все без меня знаете,– сказал он.– А рассказывать ничего не хочу, я уже свое отрассказывал". В собрании приняли участие акционеры, владеющие 80,86% голосующих бумаг ОАО. Сцена актового зала заводоуправления была пустой – единственное место в огромном президиуме занял вице-президент завода по персоналу Владимир Пересыпкинский, который вел заседание. Акционерам раздали повестку дня и бюллетени для голосования. Само собрание заняло меньше получаса, еще минут сорок ушло на подсчет голосов. Все 12 кандидатов в новый совет директоров (о десяти из них Ъ написал 22 ноября), претендовавшие на 12 мест, были избраны. Большинство из них набрали чуть более 8% голосов, лишь глава инвесткомпании AG Capital Альберт Гавриков получил 9%. В совет директоров ОАО АвтоВАЗ вошли глава Роспрома Борис Алешин, два представителя ФГУП "Рособоронэкспорт" – Владимир Артяков и Игорь Есиповский, менеджеры Внешторгбанка (ВТБ) Василий Титов, Андрей Пучков и Валерий Лукьяненко, вице-президент корпорации АVVА Дмитрий Разоренов, гендиректор ООО "Кате" Максим Нагайцев, представитель миноритариев Альберт Гавриков, вице-президент АвтоВАЗа Владимир Кучай, председатель производственного совета АвтоВАЗа Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Карагин. На последовавшей затем пресс-конференции было объявлено, что председателем совета директоров назначен, как и ожидалось, вице-президент "Рособоронэкспорта" Владимир Артяков, генеральным директором – глава департамента товаров и технологий двойного применения "Рособоронэкспорта" Игорь Есиповский. По словам Владимира Артякова, потенциал прежнего гендиректора завода Виталия Вильчика "будет использован". По данным Ъ, он станет исполнительным директором АвтоВАЗа. Владимир Артяков также заявил, что "никаких репрессий к прежнему менеджерскому составу применено не будет". Не будет, по его словам, и сокращений персонала. Между тем, как признался Ъ один из менеджеров АвтоВАЗа, "Рособоронэкспорт" поставил очень жесткие условия руководящему составу предприятия. "Менеджеры всех уровней подвергаются серьезному давлению со стороны новых хозяев. Все мы уже побывали в кабинетах нового руководства, где нам прямо было заявлено, что по старым схемам, основанным на 'откатах', мы работать не будем",– сообщил менеджер. Многие руководящие сотрудники завода ожидают увольнения в ближайшее время. Так, накануне собрания предприятие покинула финдиректор Галина Казакова. Дальнейшие перспективы АвтоВАЗа господин Артяков обрисовал общими фразами. Он заявил, что автозавод не собирается отказываться от концепции производства недорогих машин, и автомобиль производства АвтоВАЗа "должен быть российским". Впрочем, он не исключил возможности покупки у иностранных компаний лицензий на производство комплектующих. Нынешнее партнерство АвтоВАЗа с иностранцами новых руководителей тоже не устраивает. Игорь Есиповский на пресс-конференции заявил, что на ближайшем совете директоров планируется пересмотреть отношения АвтоВАЗа с американским концерном General Motors (GM), поскольку СП "GM-АвтоВАЗ" (на паритетных началах принадлежит GM и АвтоВАЗу), выпускающее Chevrolet Niva и Viva, "работает с нулевой рентабельностью". Господин Есиповский не пояснил, в чем может заключаться пересмотр отношений с GM. В GM этого тоже не знают. Как сообщила Ъ пресс-секретарь российского представительства концерна Виктория Яценко, глава ООО "Дженерал Моторз СНГ" Уоррен Браун находится в отпуске по случаю рождественских каникул, а до этого никто из нового руководства АвтоВАЗа с ним этот вопрос не обсуждал. Составить план развития АвтоВАЗа поручили главе Роспрома Борису Алешину, который возглавит совет по стратегии автозавода. Господин Алешин пошел дальше и разработал целую программу по поддержке российского автопрома, на реализацию которой требуется $5 млрд бюджетных денег. В частности, речь идет об инвестициях в НИОКР, в разработки продукции двойного назначения (гражданского и оборонного), а также о прямой господдержке автомобильной промышленности. В Минпромэнерго, отвечающем за разработку и реализацию госпрограмм в автопроме, вчера выразили недоумение по поводу инициатив господина Алешина. В министерстве сообщили, что ныне действующую программу развития отечественного автопрома, очередной этап которой был одобрен правительством в мае, никто не менял. В пресс-службе Минпромэнерго отметили, что ведомство господина Алешина, Роспром, входит в структуру министерства и не обладает правом самостоятельно выходить с подобными инициативами и по существующему положению является исполнителем, а не разработчиком документов. Подобного рода предложения, подчеркнули в пресс-службе, готовит Минпромэнерго и вносит их на рассмотрение в правительство. Владимир Артяков вчера вечером заявил Ъ: "Программа развития автомобильной отрасли, представленная Роспромом, не является ни законопроектом, ни проектом постановления правительства, ни каким-либо другим документом и носит исключительно заявочный, декларативный характер. Тем не менее мы надеемся, что на следующей неделе премьер-министр Михаил Фрадков одобрит программу и раздаст распоряжения по ее реализации всем заинтересованным ведомствам". НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ЕКАТЕРИНА Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВА, ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ КоммерсантЪ |