23.12.2005

Ностальгия по «Ниве». АвтоВАЗ посмотрит на General Motors по-новому



АЛАН ХУРУМОВ, РОМАН ГУЛЯЕВ

Вчера президент-гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский заявил о необходимости пересмотра отношений с General Motors. В какой формат планируется перевести эти отношения, он не уточнил, подчеркнув лишь, что речь идет о распределении прибыли от СП "GM-АвтоВАЗ", выпускающего автомобили ChevroletNiva и Chevrolet-Viva. Московские дилеры, в основном являющиеся партнерами General Motors, не боятся лишиться этих двух моделей - российская линейка GM достаточно широка.

По словам Игоря Есиповского, СП "GM-АвтоВАЗ", производящее автомобили ChevroletNiva и Chevrolet-Viva, сегодня работает с нулевой или даже немного отрицательной рентабельностью. Бывший представитель Рособоронэкспорта заявил, что пересмотр отношений с General Motors может стать предметом обсуждения одного из ближайших заседаний совета директоров АвтоВАЗа.

Эксперты отнеслись к этому заявлению критически. По словам аналитика "Центр-инвеста" Геннадия Суханова, рентабельность СП даже выше, чем у самого АвтоВАЗа. "В 2004 году "GM-АвтоВАЗ" заработал $48 млн и вышел на 10% чистой рентабельности, в то время как у АвтоВАЗа рентабельность достигала лишь 3%",- подчеркнул эксперт. В то же время он отметил, что в нынешнем году дела у "GM-АвтоВАЗ" шли действительно не очень хорошо, что связано в основном с провалом проекта Chevrolet-Viva.

Как рассказали "Бизнесу" сразу два источника, знакомые с ситуацией, на АвтоВАЗе давно недовольны прибыльностью проекта. "Практически вся прибыль от продаж Chevrolet-Niva уходит в General Motors",- сообщил источник, близкий к новому руководству предприятия. По его словам, представители АвтоВАЗа отнюдь не планируют разрывать отношения с General Motors, лишь хотят пересмотреть условия соглашения.

По мнению генерального менеджера по маркетингу группы "Рольф" Валерия Тараканова, камнем преткновения между GM и новым руководством АвтоВАЗа могли стать заключенные при создании СП соглашения о сокращении производства "Нивы". "Этот автомобиль хорошо продавался и может продаваться, поскольку находится в приемлемой для россиян ценовой нише",- считает он. Косвенно его слова подтвердил и Игорь Есиповский. "Автомобиль производства АвтоВАЗа должен быть российским, и автозавод не собирается отказываться от концепции производства недорогих отечественных автомобилей",- заявил он.

Как бы ни развивались дальнейшие отношения АвтоВАЗа и General Motors, дилеры внакладе не останутся. Дело в том, что официально продукцию СП в Москве реализовывали в основном дилеры General Motors, имеющие благодаря партнерству с американским концерном богатые продуктовые линейки.

"Если мы потеряем одну-две модели, ничего страшного не случится. У нас как у дилеров General Motors достаточно много моделей",- говорит менеджер по рекламе и маркетингу "Автоцентра Сити" Дмитрий Кабалин. По его словам, спрос на Chevrolet-Niva в 2005 году действительно несколько снизился, однако этот автомобиль в силу ценового преимущества перед внедорожниками других производителей продолжает пользоваться популярностью среди россиян. "Я не думаю, что СП "GM-АвтоВАЗ" могут закрыть",- говорит менеджер.

По словам старшего менеджера отдела продаж автомобилей "GM-АвтоВАЗ" компании "Трейдинвест" Бориса Плотникова, конкурентов у ChevroletNiva в том, что касается цены, на сегодняшний день нет. По убеждению менеджера, и провальный проект ChevroletViva можно было бы реанимировать, если изменить комплектацию автомобиля и подправить салон.

Представители "GM-АвтоВАЗа" и General Motors вчера комментировать заявления нового гендиректора АвтоВАЗа отказались.

Деловая газета "Бизнес"