18.01.2006

Sim-карты разберут к лету



Анна Дорофеева

Несмотря на насыщение сотового рынка, количество клиентов операторов продолжает расти, хотя и менее быстрыми темпами. В России сотовой связью пользуется уже 86,6% населения. Эксперты ожидают, что к лету этот показатель достигнет отметки в 100%. Но на этом рост не закончится.

Число абонентов сотовой связи в России за 2005 году выросло на 51,4 млн (70%) и достигло 125,8 млн. За декабрь сотовые компании подключили 6,2 млн новых клиентов. По данным исследовательской компании AC&M, в среднем по России сотовой связью пользуется 86,6% населения (51,2% в конце декабре 2004 года).

Доходы от услуг сотовой связи в России в 2005 году составили около $10,5 млрд и выросли на 33% по сравнению с 2004 годом. По данным iKS-Consulting, по итогам года объем рынка дополнительных услуг в России приблизился к $1,38 млрд, увеличившись на 40% по сравнению с предыдущим годом.

По всеобщему признанию аналитиков, уже к концу следующего года, уровень проникновения сотовой связи в Москве и регионах достигнет максимальной отметки. По словам старшего аналитика AC&M Антона Погребинского, уже летом проникновение SIM-карт среди населения превысит 100%. «Рынок сотовой связи в России уже близок к средней стадии по насыщенности. До сих пор перспективными для телекоммуникационных операторов остаются такие регионы, как Дальний Восток и Сибирь», – говорит Антон Погребинский.

Доли операторов «большой тройки» на российском рынке за 2005 год почти не изменились по сравнению с предыдущим годом. Лидер рынка МТС укрепил свои позиции в Москве – теперь он контролирует 44,6% московского рынка (44,3% в 2004 году). Следующий за ним «Вымпелком», наоборот, по итогам года даже сдал позиции в московском регионе – его услугами пользуются лишь 40,8% москвичей (ранее 44,4%).

А доля третьего оператора, «Мегафона», выросла c 10,8 до 14%. При этом по числу чистых подключений в регионах и в целом по России МТС была лидером, уступая «Вымпелкому» только в Москве и Петербурге. Чистый прирост у операторов мобильной связи по Москве за прошедший год выглядит так: «Вымпелком» – 48,5%, МТС – 35,1%, «Мегафон» – 14,3%.

Как поясняет Елена Саяпина из AC&M, меняющиеся показатели рынка в центральном регионе всех сотовых операторов не означают, что какая-то из компаний переманивает абонентов на свою сторону. «Рынок в московском регионе пока не насыщен, а значит, доля рынка того или иного сотового оператора – показатель временный и быстро меняющийся. Как и в любой столице, в Москве очень много приезжих, которые выбирают сеть в Москве по принципу того, какая сеть у них в родном городе и у их родственников», – говорит она.

Тем не менее Оксана Панкратова, ведущий аналитик исследовательской компании iKS-Consulting, уверена в том, что меняющиеся доли «Вымпелкома» и «Мегафона» в Москве (по чистым подключениям) – это прямое следствие перераспределения абонентов между компаниями. По словам Панкратовой, свободных абонентов в столице практически не осталось, значит, в будущем компании так и будут «меняться» абонентами между собой.

В целом в России расклад сил остался почти неизменным: 35,2% рынка у МТС, 34,3% – у «Вымпелкома» и 18,1% – у «Мегафона».

Газета.RU