Marktkauf уходит из РоссииКак стало известно Ъ, немецкая компания Edeka, управляющая торговой сетью Marktkauf, намерена свернуть свой бизнес в России – в ближайшее время ритейлер собирается продать свой единственный российский гипермаркет в подмосковных Котельниках и принадлежащий ему участок в Новокосине. За последние семь лет, начиная с кризиса 1998 года, это первый случай ухода с российского рынка крупной иностранной розничной сети. Информацию о планах Edeka Ъ подтвердили сразу несколько российских поставщиков подмосковного магазина Marktkauf. По их словам, ООО "Маркткауф Рус" (российское представительство сети) поручено продать все имеющиеся активы: магазин Marktkauf в подмосковных Котельниках, включающий продуктовый гипермаркет, рынок стройматериалов и садоводческий центр, а также земельный участок площадью 30 га в Новокосине, предоставленный компании правительством Москвы на прошлой неделе. Эту информацию подтверждают и российские ритейлеры. Руководитель отдела развития бизнеса группы компаний "Виктория" (сети "Виктория", "Квартал" и "Дешево") Игорь Николаев заявил Ъ, что намерение Marktkauf уйти с российского рынка – "известный ему факт". В Edeka и ее дочерней компании AVA AG (управляет сетью Marktkauf) от комментариев вчера отказались. Однако информация о планах Edeka уже попала в немецкую прессу. На днях отраслевая газета Lebensmittel Zeitung сообщила о том, что на уходе Marktkauf из России настаивает председатель совета директоров Edeka Альфонс Френк. По данным источника издания в компании, это связано с желанием компании сосредоточиться на основном для Edeka бизнесе – развитии в Европе одноименной розничной сети. ООО "Маркткауф Рус" на 75,1% принадлежит германской компании AVA Allgemeine Handelsgesellschaft der Verbraucher AG (дочерняя структура розничного холдинга Edeka). В январе 2003 года ООО "Маркткауф Рус" открыло магазин Martkauf в подмосковных Котельниках на Новорязанском шоссе. Площадь магазина составляет 29 тыс. кв. м. Инвестиции в строительство оценивались на уровне $40 млн. Оборот магазина в 2004 году превысил $75 млн. Edeka – крупнейший в Германии розничный и дистрибуторский холдинг. Компания занимается поставкой продуктов питания, развитием продуктовых сетей, аптек, дистрибуцией алкоголя, издательским бизнесом и банковской деятельностью. Оборот Edeka в прошлом году превысил $50 млрд. Со времени кризиса 1998 года это первый случай ухода с российского рынка иностранной розничной сети – в течение последних семи лет глобальные ритейлеры активно и успешно развивались в России. Однако Marktkauf, по мнению экспертов, вполне мог стать исключением, и в Германии недовольны результатами работы московского офиса. В 2003 году в "Маркткауф Рус" объявляли о том, что намерены в течение трех лет открыть в Москве и ближнем Подмосковье пять магазинов Marktkauf, однако сетевым этот проект так и не стал. "Marktkauf в России уже несколько лет представляет собой низкорентабельный проект: во-первых, из-за неудачного расположения, во-вторых, из-за отсутствия развития сети. В этой связи получение одного-двух новых участков уже не играет никакой роли,– говорит гендиректор компании MR & D Consulting Виктория Михайлова.– Ситуацию усугубляет специфичность самого формата магазина в Котельниках: он построен очень нехарактерно для местных сетей и состоит из двух крыльев, в каждом из которых расположены различные магазины". "Цены в Marktkauf наименее конкурентоспособны, в отличие от других иностранных ритейлеров – Metro, Auchan и 'Рамстор', которые имеют в Москве по нескольку объектов и могут получать от поставщиков лучшие закупочные цены",– добавляет Игорь Николаев из "Виктории". Магазин Marktkauf в Котельниках, который оценивается в $35-40 млн, в первую очередь может заинтересовать ритейлеров, которые развивают крупноформатные магазины, но не представлены в этом районе Подмосковья. Господин Николаев, в частности, считает, что основными претендентами на немецкий гипермаркет будут "Мосмарт" и Auchan ДАРЬЯ Ъ-РЫЖКОВА, ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ, АННА Ъ-ВОЛКОВА КоммерсантЪ |