19.01.2006

Солженицын в рекламе не нуждается


Телеканал «Россия» представил свой самый масштабный проект в новом году – фильм Глеба Панфилова по роману Александра Солженицына «В круге первом».

Телевизионщики долго не решались замахнуться на классику. Телеканал «Россия» как-то решился и ударил «Идиотом». Успех сериала удивил, но впрягаться никто не спешил – а вдруг случайность? Фактический провал «Мертвых душ» Павла Лунгина лишь укрепил в пессимизме. И лишь после 60-процентной доли, выпавшей сериалу «Мастер и Маргарита» той же «России», стало понятно – можно! Телеканалы срочно начали доделывать уже снимающееся, реанимировать замороженные проекты, и телеверсий классики в этом году мы увидим предостаточно. «Первый канал» заранее расхваливает «Золотого теленка» с Олегом Меньшиковым в роли Остапа, заканчивается затянувшаяся история с «Анной Карениной» Сергея Соловьева, где чету Карениных играют Янковский и Друбич. НТВ собирается бабахнуть «Доктором Живаго» с тем же Меньшиковым и Чулпан Хаматовой. На подходе – Лермонтов и Достоевский: режиссёр Александр Котт закончил съёмки 8-серийного «Героя нашего времени» с Игорем Петренко, запущены 8-серийные «Братья Карамазовы» Юрия Мороза, реанимирован и проект сериала по «Бесам» того же Достоевского.
Но первой, в самых разных смыслах, похоже, будет все та же «Россия» – планировавшийся на март сериал «В круге первом» по роману Александра Солженицына мы увидим в телевизоре уже в январе.

В воскресенье, 29 января, поклонников писателя-сидельца ждет долгий вечер – в 21.00 покажут сразу несколько серий, плюс еще восемь дней по серии. Ну а сегодня телеканал собрал прессу на презентацию своего самого главного, как заверил генеральный директор ГТК «ТК «Россия» Антон Златопольский, проекта.

Проект и впрямь не назовешь ординарным. Во-первых, это первая в нашей стране попытка перенести на экран прозу Солженицына. За рубежом экранизирована даже его нобелевская речь, а «В круге первом» экранизировался дважды. Правда, обе версии – и снятая «по горячим следам», сразу после публикации, картина Александра Форда, и двухсерийный франко-канадский телефильм были, по мнению автора, «ужасными». Очевидно, во избежание подобного сценарий к сериалу Александр Исаевич писал сам, он же снялся там в роли «голоса Копеляна» – закадровый голос автора, зачитывающий «неэкранизуемые» отрывки из романа, будет звучать на протяжении всего фильма. Снял фильм Глеб Панфилов, который в рекомендациях не нуждается, можно даже и не предъявлять его «Золотых медведей» и «Леопардов». Автор «Начала», «В огне брода нет», «Вассы» и многих других более чем достойных картин, сняв в 2000 году фильм «Романовы – венценосная семья», творчески отсутствовал пять лет.

И вот – «В круге первом». Как он сам объяснил на пресс-конференции, новая работа для него – «больше чем просто фильм». Впервые Панфилов прочитал роман Солженицына еще в 1974 году, в самиздате: «Мысль о фильме по этому роману возникла сразу же, и тогда же я сказал себе, что это невозможно – ну, разве что через триста лет».

Как заверил режиссер, он делал в первую очередь фильм о судьбе творческого человека, оказавшегося в неподходящих для творчества обстоятельствах: «Я по сути всю жизнь снимал про это, еще с первого фильма, «В огне брода нет», где у меня санитарка на гражданской войне, которая на самом деле – художник. Дальше «Начало», там примерно то же самое, только там – актриса. Так и здесь: судьба Глеба Нержина, прообразом которого стал сам Александр Исаевич, – это судьба писателя, математика по профессии, но писателя по призванию, в конкретных исторических обстоятельствах. Это фильм о выборе».

Панфилов работал со своей традиционной командой. Оператором-постановщиком фильма стал Михаил Агранович, снятые им «Покаяние» и «Мать» получили специальные призы жюри Международного кинофестиваля в Каннах. Художник-постановщик – Константин Зубрилин, оформлявший и спектакли Большого театра, и, прости господи, «Старые песни о главном», и «Турецкий гамбит». Композитор – Вадим Биберган, работающий с Панфиловым еще на первой картине.

В главной роли, Глеба Нержина, снялся Евгений Миронов, утверждение которого на эту роль, как заверила присутствовавшая на пресс-конференции Наталья Дмитриевна Солженицына, очень обрадовало автора романа, а сам Миронов на пресс-конференции признался: «Я не знаю – играл ли я роль сложнее». В роли Иннокентия Володина – Дмитрий Певцов, когда-то дебютировавший в кино именно у Панфилова, в фильме «Мать». Как и роман, сериал получился очень «многонаселенным», в нем около девяноста персонажей. Это и актеры еще «советского» поколения – Инна Чурикова, Альберт Филозов, Игорь Кваша, Михаил Кононов, Игорь Скляр, и нынешние звезды – Галина Тюнина, Ольга Дроздова, Евгений Стычкин, и совсем молодые артисты вроде Нелли Уваровой или уже получившего за роль в этом фильме «молодежный «Триумф» Сергея Карякина. Что получится, судить, конечно, будем после показа. Пока известно лишь то, что – редкий случай – фильм понравился автору книги, по которой снят.

Как заверила Наталья Солженицына, посмотрев черновую монтажную версию, Александр Исаевич «был обрадован – практически все лица не то что совпали, но по крайней мере не противоречили его замыслу». Понравились автору и тщательность в деталях – «в современных сериалах мы этого не видим», и «абсолютное отсутствие фальши в передаче атмосферы времени».

Ну а зрителя, наверное, порадует «купирование» рекламы. Как заметил генеральный директор телеканала Антон Златопольский: «Мы прекрасно понимаем, что сложно себе представить рекламу в «Круге первом». Могу заверить – совершенно точно ее будет не больше, чем в «Мастере и Маргарите». Больше пока ничего не скажу, но надеюсь, вы будете приятно удивлены». //Вадим Нестеров

Газета.RU