Холода помогли российским консервам. Сильные холода неожиданно помогли российским производителям консервовМАРИНА НОСКОВИЧ С середины января ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), ссылаясь на климатические условия, отказывает пускать в страну иностранные консервы в обычных железнодорожных вагонах. Российские участники рынка считают, что это первый шаг в уравнивании их в правах с иностранцами: сейчас отечественные компании могут использовать только специальные изотермические вагоны, а иностранцы - любые. Согласно Правилам перевозок отдельных видов товаров железнодорожным транспортом, утвержденным в июле 2003 года, срок перевозки консервов обычными крытыми вагонами зимой, весной и осенью ограничивается 10 днями. Если сроки поставок больше, РЖД требуют от клиентов использовать специальные изотермические вагоны, что обходится в 2-2,5 раза дороже. До лета прошлого года производители решали эту проблему двумя способами: перевозили консервы под видом других продуктов с теми же кодами или заключали с РЖД соглашения об особых условиях поставок, по которым с компании снималась ответственность за порчу продуктов. Однако в июле 2005 года железнодорожники перестали заключать такие договоры с российскими производителями, а у западных компаний таких проблем не возникло. 24 августа 15 крупнейших российских производителей консервов направили председателю правительства Михаилу Фрадкову письмо с просьбой отменить правила перевозки консервов в изотермических вагонах. Вчера сразу несколько участников рынка сообщили "Бизнесу", что РЖД начали предъявлять аналогичные требования и импортерам. В первую очередь эти меры коснулись поставок кукурузы и горошка: до 90% этих сегментов приходится на импорт из Венгрии, откуда консервы поставляются по железной дороге. В пресс-службе РЖД уточнили, что еще в апреле 2005 года в Будапеште на совещании с представителями венгерских, югославских и украинских железных дорог были согласованы условия перевозки скоропортящихся продуктов, согласно которым РЖД просит согласовывать условия перевозки скоропортящихся грузов в период с 1 декабря по 31 марта. Проблемы у импортеров начались только в начале этого года, рассказал представитель РЖД. "В январе венгры без согласования отправили консервы в 25 крытых, а не изотермических вагонах. РЖД приняли груз, но 14 января мы отправили телеграмму для венгерских и украинских дорог, в которой сообщили, что из-за сильных холодов оставляем за собой право не пропускать в Россию консервы в обычных вагонах". По словам директора по внешнеэкономической деятельности UVS Group (дистрибутор Corrado, Vilanta, Bonduelle и Avis) Георгия Акунца, уже две недели РЖД отказываются пропускать на территорию России консервы в обычных вагонах. "Если через две недели не разрешат транспортировку, не останется запасов горошка и кукурузы. При этом полностью перевести транспортировку в изотермические вагоны не удастся: в Молдавии всего 40 изотермических вагонов, люди не смогут ввезти необходимые объемы, надо подавать заявки за месяц",- говорит он. По расчетам Акунца, транспортировка в изотермических вагонах дороже, чем в обычных, на 60-70%, кроме того, грузоподъемность изотермического вагона на 20% меньше. А если часть придется везти машинами, это дороже уже на 250-300%, отмечает он. По его словам, часть консервов ввозится морем, и на морские перевозки не распространяются температурные ограничения, поэтому претензии РЖД нелогичны. "Но в итоге конечная стоимость все равно вырастет минимум на 5-6%, если не будет снят запрет",- прогнозирует он. Глава консервного холдинга "Помидорпром" Максим Протасов прогнозирует еще больший рост стоимости импортных консервов - на 10%. Он считает, что необходимость согласования типа вагона с РЖД - "признак того, что ведомство устанавливает на рынке равные правила игры для российских и иностранных компаний". Впрочем, глава "Русского поля" Тигран Телунц считает, что действия РЖД- временная мера. "Особые условия, по которым согласовывали поставки, вроде нынешних холодов, были и раньше. Кроме того, венгры могли и сами решить приостановить отгрузки из-за холодов, а на изотермические вагоны не хотят тратиться",- предполагает Телунц. Деловая газета "Бизнес" |