Окно для регионов. Цены на пластиковые окна в Москве могут вырасти из-за резкого повышения цен на сырье
ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА
С начала этого года резко выросли цены на два компонента для производства пластиковых окон: на 20-25% увеличилась стоимость ПВХ-смолы, на 10-15% - армирующих усилителей. Однако поднимать цены производители не спешат, так как главное конкурентное преимущество в регионах - низкая стоимость окон. По мнению аналитиков, чтобы компенсировать потери, компаниям придется поднять цены на окна на московском рынке.
По данным участников рынка, ежегодно ПВХ-смола дорожает на 15-20%, армирующие усилители - на 5-7%. На эти компоненты приходится 30% себестоимости ПВХ-окна, остальное - стоимость стекла и сборки.
Рост цен на сырье производители окон объясняют бурным ростом рынка- ежегодно он прибавляет 20%. Однако поставщики не успевают увеличивать мощности. В результате в прошлом году российские заводы произвели 513 тыс. тонн ПВХ, а потребности рынка составляли 583 тыс. тонн. Дефицит покрывает импорт - по данным ФТС, импорт ПВХ в Россию в 2004 году вырос с 20 тыс. до 70 тыс. тонн. "Поскольку импортный ПВХ дороже российского - $850 против $700 за тонну, компании вынуждены конкурировать друг с другом, чтобы заключить контракт с российскими производителями ПВХ. Как правило, цена вопроса - "откат" в размере 15% от суммы сделки",- признается попросивший об анонимности участник рынка.
Однако в этом году ситуация коренным образом изменилась. По данным прессслужбы компании Rehau (производитель ПВХ-профилей), с начала 2006 года стоимость ПВХ-смолы выросла уже на 20-25%. При этом, отмечают в компании, рост цен на это сырье в России существенно превышает рост цен в Европе.
В связи со сложившейся ценовой ситуацией компания Rehau уже повысила цены на свою продукцию в декабре 2005 года. Рост цен на ПВХ-смолу также подтвердили другие производители ПВХ-профилей: исполнительный директор компании Tison Алексей Верхоланцев, пресс-служба компании Plafen и представитель фирмы "Проплекс". По словам Верхоланцева, сейчас в Tison думают, на сколько поднять цены на профили.
Аналитик ИК "Центринвест" Максим Иванов объясняет рост цен на ПВХ-смолу грядущим дефицитом. "В ближайшие шесть лет российский рынок ПВХ утроится вслед за рынком окон. Потребности рынка достигнут 1 млн тонн в год, и к 2008 году прогнозируется дефицит этого продукта, поскольку ни один из действующих ПВХ-производителей не собирается увеличивать мощности",- говорит эксперт. Также повышение вызвано ростом цен на нефтепродукты - один из компонентов ПВХ.
По данным компании Veko (производитель ПВХ-окон), также в 2006 году будет активно расти стоимость армирующих усилителей (алюминиевая конструкция, на которой держится окно) - на 10-15%.
"Поставщики уже объявили нам о грядущем повышении цен, объясняя это ростом цен на металл и увеличением стоимости электроэнергии",- говорит менеджер по маркетингу Veko Сергей Ельников.
Представитель Миасского завода профилированных изделий (производитель усилителей), а также менеджер компании "Металинк" подтвердили темпы роста цен и их причины.
Производители окон бьют тревогу. "Самое неприятное в сложившейся ситуации - мы не сможем в ответ поднять цены на окна, так как в главное конкурентное преимущество в регионах - низкая цена",- недоволен Сергей Ельников.
Цены на уровне 2005 года- $350-500 за стеклопакет - планируют сохранить ряд продавцов окон, в частности "Евроокна" и "Окна России". По мнению Алексея Верхоланцева из Tison, сейчас у производителей окон есть запас продукта, который позволит продержаться без повышения цен "длительное время". При этом он утверждает, что дорожать стеклопакетам уже некуда. Точку зрения Верхоланцева разделяет менеджер компании "Окна России". "Регионы не в состоянии платить больше $540 за стеклопакет",- утверждает собеседник "Бизнеса".
Аналитики считают, что теперь производители окон повысят цены на свою продукцию в Москве, чтобы сохранить позиции в регионах. По оценке аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, если компании не повысят цены, рентабельность отрасли снизится с 12-15% до 9-10% ежегодно. Аналитик компании "Прямые инвестиции" Александр Воронин считает, что в течение года цены на ПВХ-окна в Москве вырастут на 10% - этого достаточно, чтобы компенсировать потери от продаж окон в регионах.
Деловая газета "Бизнес"