30.01.2006

Чем дольше путь, тем меньше экспорт



МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ

Эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) рассчитали, какой вред экспортному потенциалу развивающихся стран, в число которых они включили и Россию, наносит каждый день пребывания товара в пути от ворот завода до порта. По их расчетам, каждый день задержки груза (не важно, вызван он географическими особенностями или административными барьерами) снижает объем экспорта страны приблизительно на один процент. Российскому экспорту на прохождение к порту и оформление всех бумаг требуется в среднем 29 дней, что на два дня больше среднемирового показателя.

В ходе исследования эксперты сравнили данные о сроках прохождения грузов от ворот завода до корабля в 126 странах. Хуже всего дела обстоят в Чаде и Казахстане, экспортные грузы из столиц этих стран следуют до портов в среднем 87 и 93 дня соответственно. На этом фоне 29 дней, которые занимает в России подготовка необходимых документов на экспорт товаров и время следования в пути, выглядят вполне благополучно. Впрочем, Россия проигрывает по этому показателю Китаю, Малайзии и Чили, в которых экспортный путь составляет 20 дней.

Подсчитав, что каждый день задержки груза снижает объем экспорта страны приблизительно на один процент, авторы исследования рассчитали, что если бы в Буркина-Фасо время прохождения груза от ворот предприятия до корабля снизилось с 71 дня до среднемирового показателя в 27 дней, то экспорт из этой страны мог бы вырасти на 45%, а экспортный потенциал Центрально-Африканской республики (при снижении срока доставки и оформления грузов от средних для этой страны 116 до 27 дней) мог бы вообще почти удвоиться.

По данным исследования, большинство потерь времени происходит из-за административных барьеров, которые включают в себя различные таможенные и налоговые процедуры, а также процесс получения разрешений и грузовых инспекций. Авторы исследования призывают развивающиеся страны для стимулирования экспорта сфокусироваться на облегчении торговли - в частности, предлагают снять барьеры для экспорта и расширить рыночные возможности для частного сектора.

Эксперты считают, что справиться с этими задачами России будет непросто. По мнению исполнительного директора Союза производителей и импортеров Бориса Фантаева, это для компаний наступили рыночные отношения, а у государственных служащих сознание за прошедшие с начала перестройки годы изменилось мало. "Бюрократическая машина меняться не хочет. Поэтому потребуется еще много лет, прежде чем мы сможем оформлять документы за 20 дней, как, например, Китай",- с горечью констатирует эксперт.

Деловая газета "Бизнес"