Рекламировать водку себе дороже. Штраф за рекламу алкоголя и табака увеличили в 10 раз, но аналитики уверены, что эта мера по-прежнему неэффективнаСергей Левкин Максимальные штрафы за нарушения законодательства о рекламе с 27 января были увеличены в десять раз. Но эксперты уверены, что данная мера себя не оправдает и ненадлежащей рекламы на экране телевизора и страниц газет вряд ли станет намного меньше. СМИ-нарушители просто заложат повышение штрафа в свои расценки, а для рекламодателей штраф размером в 500 тыс. рублей не имеет значения. 27 января вступил в силу ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ, предусматривающих увеличение максимального значения штрафа как для компаний, так и для должностных лиц. Об этом сообщили РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. «Для юридических лиц максимальный размер штрафов возрастет в 10 раз до 5000 минимальных размеров оплаты труда» В соответствии с документом для юридических лиц максимальный размер штрафов возрастет в 10 раз до 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) – 500 тысяч рублей. Должностным лицам грозят санкции до 20 тыс. рублей, что в 4 раза превышает максимальное значение штрафа, применявшегося ранее. Минимальный размер штрафа сохранен прежним. Для должностных лиц он составляет 40 МРОТ (4 тыс. руб.), для юрлиц – 400 МРОТ (40 тыс. рублей). Серьезные нарушения федерального закона «О рекламе», за которые налагаются довольно крупные штрафы, связаны с ограничениями на рекламу ряда товаров – в основном алкоголя и табака, пояснили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД представители инвестиционного холдинга «Финам». Например, рекламу крепких напитков производители любят маскировать под рекламу минеральный воды с тем же названием и того же дизайна. Санкции за это применяют как к рекламодателям, так и к самим СМИ (издательствам, редакциям печатных изданий, радиостанциям, телевизионным каналам). В свое время, когда были введены ограничения на рекламу алкогольной продукции, издательства оказались в ситуации, схожей с сегодняшний, отметила Елена Мясникова, член совета директоров издательского дома Independent-media, выпускающего ряд таких популярных изданий, как «Ведомости», Esquire, Cosmopolitan и др. «Часть СМИ тогда предпочла отказаться от подобной рекламы, например, наш издательский дом, – рассказала Мясникова корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Другие просто заложили возможный штраф в стоимость услуги. На тех, кто в свое время отказался от рекламы подобной продукции, увеличение штрафа никаким образом не скажется. У остальных СМИ опять есть два пути», – считает представитель одного из крупнейших издательств. «У них есть возможность также отказаться от подобной рекламы или опять заложить штраф в ее стоимость, – пояснила она. – Каким образом поведет себя каждый конкретный издательский дом, сказать сложно. Но в любом случае, на цены журналов данная мера повлиять не должна», – считает Елена Мясникова. То, что цены на подобную ненадлежащую рекламу теперь вырастут, подтвердил газете ВЗГЛЯД и советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России Вячеслав Черняховский. «Так же, как любой штраф, все издержки перекладываются на плечи заказчика», – отметил он. Но все равно это не напугает рекламодателей, считают аналитики «Финама». Производителям же алкоголя, в общем-то, все равно, платить 50 тыс. или 500 тыс. рублей. Поэтому данная мера практически не окажет никакого влияния на рынок. Если бы размер штрафа зависел от дохода компании, только тогда можно было бы добиться определенного эффекта, утверждают эксперты. Однако Вячеслав Черняховский не согласен с аналитиком. «Раз санкции вводятся, то предполагается, что они возымеют ожидаемое действие, – подчеркивает он. – Сегодня говорить о последствиях применения увеличенных штрафов преждевременно. Подождем первых нарушений и результатов», – предложил участник рынка. Взгляд |