Вступили в силу изменения в закон "О рекламе"27 января 2006 года, вступила в силу статья 16.1 Федерального закона "О рекламе", в которой установлены специальные требования к рекламе деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе рекламе игорных заведений. Также вступили в силу изменения в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, увеличивающие размеры административных штрафов за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Аналитическая записка об изменениях в Федеральный закон «О рекламе» от 21.07.2005 В соответствии с Федеральным законом № 113-ФЗ от 21.07.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в Федеральный закон «О рекламе» (далее - Закон) введена статья 16.1, в которой установлены специальные требования к рекламе деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе рекламе игорных заведений, а также изменены размеры административных штрафов за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Данный Федеральный закон вступает в силу с 27.01.2006. 1. Указанным Федеральным законом в пункт 2 статьи 1 и в абзац второй статьи 2 Закона вносятся изменения, которые добавляют в сферу применения Закона информацию о деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, а также добавляют к объектам рекламирования категорию «вид деятельности». 2. Статья 16.1 Закона устанавливает специальные требования к рекламе деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе рекламе игорных заведений (далее - реклама азартных игр). В соответствии со статьёй 364 Налогового кодекса Российской Федерации под азартной игрой следует понимать основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Пари - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. В соответствии со статьёй 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона «О лотереях» лотерея является игрой, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Учитывая изложенное, на рекламу лотереи распространяются требования статьи 16.1 Закона. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона требования данной статьи не распространяются на рекламу стимулирующих лотерей и государственных лотерей. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О лотереях» под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О лотереях» государственная лотерея - это лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По смыслу Налогового кодекса Российской Федерации к игорным заведениям относятся предприятия, в которых проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). На рекламу деятельности по организации и проведению азартных игр, а также игорных заведений в полной мере распространяются требования статьи 16.1 Закона. Вместе с тем, на рекламу многопрофильной организации, которая осуществляет игорную деятельность и иные виды деятельности (концертную, ресторанную и другие), не распространяются нормы указанной статьи Закона, если из рекламы чётко следует, что речь идёт об осуществлении иных видов деятельности, отличных от организации азартных игр. При этом, если в такой рекламе присутствует название организации, содержащее указание на осуществление данной организацией деятельности в сфере игорного бизнеса (»казино», «игорный дом» и другие), то на эту рекламу распространяются требования статьи 16.1 Закона. Следует учитывать, что сведения, размещённые на вывесках в месте нахождения организации (месте осуществления деятельности) и содержащие указание на наименование, адрес места нахождения организации, вид оказываемых услуг (профиль деятельности) либо реализуемых товаров, а также сведения, размещённые на вывесках и содержащие указание только на вид оказываемых услуг (профиль деятельности) либо реализуемых товаров (такие как «Казино», «Ресторан», «Аптека», «Универсам», «Обувь» и т.п.), не подпадают под законодательное определение рекламы. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе. Однако, информация о наименовании юридического лица и виде оказываемых услуг (например, «Казино Арбат»), размещённая вне места нахождения организации, может быть признана рекламой. В таком случае её размещение должно соответствовать нормам Закона. 3. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр допускается только в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени. Закон допускает размещение в электронных средствах массовой информации рекламы азартных игр в течение двух периодов времени, первый, из которых начинается в 00.00 часов и заканчивается в 07.00 часов, второй - начинается в 22.00 часа и заканчивается в 00.00 часов. При этом Закон устанавливает, что исчисление времени в каждом часовом поясе должно быть местным. 4. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр допускается только в зданиях, строениях и сооружениях, в которых проводятся азартные игры и (или) пари, за исключением вокзальных помещений, помещений аэровокзалов, станций метрополитена, где распространение и размещение такой рекламы не допускаются. Данная норма позволяет распространять рекламу азартных игр исключительно в помещениях зданий, строений, сооружений, в которых осуществляется деятельность по проведению азартных игр и пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Вместе с тем, указанная норма исключает из перечня допустимых мест распространения рекламы азартных игр помещения вокзалов, аэровокзалов, станций метрополитена, даже в случае, если там проводятся азартные игры и (или) пари. 5. Абзац четвёртый пункта 1 статьи 16.1 Закона допускает распространение рекламы азартных игр только в периодических печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари. Данное положение распространяется только на печатные средства массовой информации и не затрагивает электронные средства массовой информации. Рекламный характер издания подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации, содержащим соответствующее указание на специализацию издания. Оценка специализации средства массовой информации как предназначенного для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари, осуществляется исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о регистрации средства массовой информации. 6. Абзац второй пункта 2 статьи 16.1 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем. Данное требование распространяется на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что участие в азартных играх, пари порождает успех или улучшает имущественное состояние), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из её содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем). При рассмотрении вопроса о соответствии рекламы требованиям второго абзаца пункта 2 статьи 16.1 Закона должна быть установлена прямая связь между участием в азартных играх, пари и последствиями такого участия в виде достигнутого (предполагаемого) общественного или личного успеха либо в виде решения имущественных проблем участника азартных игр, пари. 7. Абзац третий пункта 2 статьи 16.1 Закона закрепляет, что реклама азартных игр не должна дискредитировать лиц, не участвующих в азартных играх и (или) пари. Исходя из содержания данного требования, в рекламе азартных игр не допускается подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в азартных играх, пари, а также создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от участия в таких играх. 8. Согласно абзацу четвёртому пункта 2 статьи 16.1 Закона реклама азартных игр не должна создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока. Данное требование также распространяется на любой способ сообщения указанной информации в рекламе как прямой (непосредственное сообщение в рекламе о том, что условия азартной игры, пари таковы, что каждый участник игры, пари получит выигрыш, либо его получит весомое большинство), так и косвенный (композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из её содержания (смысла) следует, что участие в азартных играх, пари принесёт гарантированный выигрыш, либо выигрыш с высокой степенью вероятности). При этом указанная информация не может содержаться в рекламе, в том числе если по условиям игры, пари предусмотрена выплата выигрыша каждому участнику азартной игры или пари. 9. Абзац пятый пункта 2 статьи 16.1 Закона предусматривает, что реклама азартных игр не должна умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены. При наличии особых условий или ограничений участия в азартных играх, пари эти условия и ограничения в обязательном порядке должны быть указаны в рекламе. Кроме того, в рекламе азартных игр должна содержаться информация об условиях выплаты выигрыша победителю, если такие условия определены правилами проведения игры, пари. 10. Абзац шестой пункта 2 статьи 16.1 Закона закрепляет, что реклама азартных игр не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних. Запрет рекламы азартных игр, обращённой непосредственно к несовершеннолетним, установленный в данной норме, предусматривает, что реклама азартных игр не должна быть направленной на восприятие её несовершеннолетними или влиять на мотивацию несовершеннолетних участвовать в азартных играх. Также в данной норме установлен запрет на любое использование (визуальное, звуковое, текстуальное) образов людей и животных в рекламе азартных игр. Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. Визуальным использованием образов людей и животных является изображение живых существ (включая неизвестных или вымышленных) в рекламе, в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п. Кроме того, образ человека и животного может быть сформирован через наделение объектов природы (предметов) человеческими способностями, способностями животных (их одушевление, оживление). В звуковом и текстовом ряде рекламы не должны приводиться сведения о людях и животных. Вместе с тем, необходимо учитывать, что требования о недопустимости использования в рекламе азартных игр образов людей и животных не распространяются на сообщение названия игорного заведения или игры в рекламе, в том числе, если такое название одновременно является обозначением человека или животного. Кроме того, указанная норма содержит запрет на распространение рекламы азартных игр в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних. При оценке радио- и телепередач, а также периодических печатных изданий на предмет их направленности на несовершеннолетних следует учитывать, что доказательством такой направленности может выступать свидетельство о регистрации такой передачи (печатного издания) в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которого, являются детские передачи (публикации). Кроме того, оценка радио- или телепередачи, а также печатного издания может быть осуществлена по целевой аудитории, для которой преимущественно данная передача (печатное издание) по своему содержанию предназначена. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении правил по кино- видеообслуживанию населения» под кино- и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино- и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданных в установленном порядке. Оценка кино- и видеофильмов на предмет их направленности на несовершеннолетних (детскую аудиторию) осуществляется на основе сведений, содержащихся в прокатном удостоверении. Одновременно Федеральным законом № 113-ФЗ от 21.07.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закона «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» изменены положения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Устанавливается максимальный размер штрафов за нарушение законодательства о рекламе в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для должностных лиц и 5000 МРОТ для юридических лиц. Нижний предел штрафных санкций остался прежним. Также не изменяется величина штрафов, налагаемых на физических лиц.//INFOLine, ИА (по материалам Федеральной антимонопольной службы) www.advis.ru |