07.02.2006

Поисковые обиды. Старые поставщики информации в лице газет и журналов теряют свои позиции в борьбе с онлайном за читателей



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

О том, что тиражи печатных газет снижаются и будут снижаться еще в ближайшие годы, все уже слышали не раз. Нормальной реакцией на этот процесс у каких-то компаний вроде News Corp. стало увеличение доли онлайновых активов. Гораздо более странным выглядит реакция Всемирной ассоциации газет (World Association of Newspapers). Вместо того чтобы развивать новые бизнес-модели, которые будут работать в изменившемся мире, они хотят обложить данью интернет-компании и абсурдным образом врагом номер один избрали поисковые системы.

То есть газетчики посчитали, что они тратят много денег и сил на создание контента, при этом их тиражи и прибыли постоянно снижаются. А поисковики стабильно рапортуют об увеличении оборотов, процветают и в том числе создают проекты, автоматически агрегирующие анонсы новостей с сайтов газет, и не платят последним за это ни цента, вызывая гнев бумажных издателей.

Абсурдность этих претензий в первую очередь в том, что проекты вроде Google News (которыми недовольны в WAN) скорее полезны СМИ, поскольку служат хорошим источником посетителей для новостных сайтов. Тот же Google не копирует полные тексты, а только собирает с тысяч газет заголовки, сортирует их по рубрикам, а полные тексты пользователь читает уже на онлайновой версии СМИ, изначально опубликовавшего текст. Аналогичным образом работают и другие новостные агрегаторы, в том числе российские "Яндекс.Новости" и "Новотека". Рост популярности таких проектов привел к появлению нового явления в редакционном деле, условно называемом "новостной оптимизацией". Отбирая тексты на момент их публикации на сайте и редактируя сам текст, люди стараются сделать так, чтобы он получил самое выгодное размещение в новостном агрегаторе. Все это для того, чтобы получить приток посетителей на свой сайт, показать им рекламу и заработать денег, продавая больше рекламы на своем проекте.

Но все это требует дополнительных усилий, которые бумажным газетам, ведущим дела по старинке, видится, судя по всему, делом слишком сложным и ненужным. Гораздо проще требовать какой-то дани от поисковиков с их проектами, агрегирующими новости или просто запрещать использовать свои тексты, как это сделали в France Press.

Предъявленным претензиям добавляет абсурдности тот факт, что напрямую на новостных агрегаторах поисковики как правило не зарабатывают денег, не размещают рекламу. Редкое исключение - "Новотека" в Рунете, но к ним никто и не предъявляет претензий.

Занятным образом заявление WAN появилось сразу после выхода Google News из стадии бета. Может быть, газетчики решили, что вот теперь Google и начнет наживаться, используя результаты их непосильного труда. При этом не решили до конца, чего именно требовать от поисковиков. Это такое предварительное "фи", которое высказано просто, "чтобы знали". Скорее всего, какое-то время будет идти вялая перепалка, издатели будут требовать платы за индексацию своих текстов, поисковики будут отказываться, предлагать просто убрать из индекса определенные сайты и так далее. Вместо пошедших на принцип СМИ будут индексироваться тысячи других сайтов, поставляющих новости, а для пользователей ничего вообще не изменится. И ведь вероятнее всего, что газетчики рано или поздно помирятся с поисковиками. Пусть для этого им потребуется сначала рассориться вдрызг, запретить индексацию своих новостей, потерять часть посетителей и только потом задуматься о полноценном развитии онлайн-версий своих СМИ.



Деловая газета "Бизнес"