09.02.2006

Аджарский бизнесмен стал грузинским связистом


Тимофей Дзядко

Третья GSM-лицензия в Грузии, на которую претендовали крупнейшие российские сотовые компании, досталась владельцу канала «Рустави-2» Кибару Халваши. За право предоставление услуг сотовой связи аджарский бизнесмен заплатил $39,9 млн. МТС и «Вымпелком», как считают эксперты, могли остановить политические причины.

Национальная комиссия по коммуникациям (НКК) Грузии официально объявила результаты аукциона по продаже третьей GSM-лицензии, которая позволяет оказывать услуги сотовой связи на всей территории республики в диапазоне 900 МГц (835,905–838,365 МГц для мобильной станции и 880,905–883,365 МГц для базовой станции).

По словам председателя НКК, на аукцион, который был объявлен в декабре 2005 года, была выставлены часть частот, «в свое время отобранных у грузино-американского оператора сотовой связи Megacom», передает «Прайм-Тасс». Основным критерием при отборе победителя была максимальная цена и принятие инвестиционных обязательств, среди которых – строительство и запуск в эксплуатацию сети до начала 2007 года.

Начальная стоимость лицензии составила 4,2 млн лари ($2,3 млн).

На аукцион вышли две компании – ООО «Телеком Инвест Грузия», зарегистрированное в Грузии, и виргинский офшор Bloom Fin Limited, принадлежащий аджарскому бизнесмену Кибар Халваши. Халваши и стал победителем, предложив за лицензию в 17 раз больше начальной цены – 71,9 млн лари ($39,9 млн).

В этом году это уже вторая крупная сделка с участием аджарского бизнесмена: в январе он приобрел 72% акций известной грузинской телекомпании «Мзе» и объединил ее в один холдинг с самым популярным каналом Грузии «Рустави-2», сыгравшим немаловажную роль в «революции роз».

Эксперты соглашаются, что лицензия обошлась аджарскому бизнесмену слишком дорого. «В Грузии, в которой проживает 4,3-4,5 млн человек, уже достаточно сформировавшийся рынок, где работает две компании – Magticom (по собственным данным компании на 1 января 2006 года, обслуживает более 300 тыс. абонентов –«Газета.Ru») и Geocell (около 300 тыс. абонентов). Потенциальных абонентов осталось максимум 1,5-2 млн. Поэтому $40 млн – слишком большая цена за саму лицензию, ведь еще потребуются значительные инвестиции на покупку оборудования и строительство сети», – считает Оксана Панкратова, ведущий аналитик исследовательской компании iKS-Consulting. В аукционе не приняли участие крупнейшие российские сотовые операторы, которые неоднократно заявляли об интересе к грузинскому рынку.

На пресс-конференции в конце января, отвечая на вопрос, почему никто из операторов «большой тройки» до сих пор не работает в Грузии, Армении и Азербайджане, гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов заявил, что «там ничего реально не продается или продается очень дорого». По его словам, в одной из перечисленных стран стоимость предлагаемого актива расходится с собственными оценками «Вымпелкома» в два раза.

Однако в парламенте Грузии уже поднимался вопрос о работе российских сотовиков в республике. В декабре 2005 года временная комиссия по вопросам восстановления территориальной целостности Грузии даже выступила с предложением подать иск против России в Страсбургский суд. По ее заявлениям, «Вымпелком», МТС, а также «Аквафон» (подозревается в связях с «Мегафоном») незаконно предоставляют услуги связи на территории Абхазии, «нанося ущерб экономике Грузии». По оценкам грузинских операторов (Magticom и Geocell) и Национальной комиссии по коммуникациям, ущерб составляет $15 млрд. Российские компании обвинения опровергают.

Топ-менеджер МТС заявил «Газете.Ru», что компания подумывала об участии в аукционе, но предпочла отказаться из-за «определенных нюансов». «Очевидно, среди этих «нюансов» подразумевается политическая нестабильность, с которой связаны медленные темпы роста экономики, а также плохие отношения между руководством России и Грузии», – предполагает Елена Саяпина из AC&M-Consulting. Политическую подоплеку несостоявшейся покупки подтверждают и в холдинге «Система-Телеком», который контролирует МТС.

Газета.RU