МТС отложил Blackberry. Патентный спор в США заморозил внедрение мобильной почты крупнейшим российским оператором
АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА
В России МТС откладывает запланированный на конец прошлого года запуск сервиса Blackberry из-за многочисленных патентных споров Research in Motion (RIM)- разработчика популярных коммуникаторов. Конкуренты МТС тем временем не дремлют. "Мегафон" тестирует свою мобильную почту на Северо-Западе, а "Вымпелком" ждет от чиновников разрешения на запуск Blackberry.
На Западе почтовый сервис Blackberry продают все крупнейшие операторы сотовой связи. К примеру, T-Mobile предлагает неограниченный интернет-трафик и 1000 минут разговора за $70 в месяц. В зависимости от модели цена на коммуникатор Blackberry составляет от $200 до $500.
"Изюминка" сервиса: push email - технология мгновенной отправки-доставки почты с мобильного устройства, которую можно интегрировать в любую систему документооборота компании. Корпоративная культура с восторгом приняла эту технологию, возведя Blackberry в ранг killer application и сделав привычным атрибутом американских и европейских клерков.
$1 млрд за мировое соглашение
У коммуникаторов Blackberry собственная операционная система, программы и технологии. Именно легальность использования одной из них и стала причиной судебных разбирательств производителя "ежевики" Researche in Motion и компании NTP, специализирующейся на продаже интеллектуальной собственности. NTP утверждает, что ее сотрудник Томас Компана разработал и запатентовал технологию передачи электронной почты на мобильные устройства, которую незаконно применяет RIM. Первоначально иск содержал притязания на неправомочность использования восьми патентов в разработках RIM, однако судом уже отклонены семь исков из восьми. В 2002 году окружной суд США постановил, что компания RIM должна приостановить работу электронной почты Blackberry. В марте 2005 года производитель "ежевики" имел возможность выкупить патент NTP за $450 млн, но сделка не состоялась. Теперь за мировое соглашение с RIM NTP хочет уже $1 млрд. 24февраля будет вынесено окончательное решение о легитимности применения оспариваемых технологий. В случае неблагоприятного исхода сервис, используемый 3,65 млн американцев, окажется вне закона.
Потенциальный рынок сужается
По оценкам "Прайм консалт", потенциальная аудитория этого сервиса - все бизнес-пользователи МТС (около 5 млн абонентов). "Если МТС удастся хорошо прорекламировать сервис, то за год он сможет набрать около 20 тыс. клиентов,- считает аналитик "Прайм консалт" Маргарита Зобнина.- Если верить МТС, то к концу года Blackberry должен принести оператору не меньше $1,5 млн". Представители МТС дают понять, что цены на Blackberry будут на уровне западных. Но если МТС сильно затянет выход Blackberry, то может потерять конкурентное преимущество.
Однако российский МТС, подписавший в прошлом году соглашение с RIM, уже на несколько месяцев задержал внедрение сервиса Blackberry в своей сети. Сначала называлась дата запуска услуги - конец третьего квартала. Позднее президент МТС Василий Сидоров заявил, что выход сервиса запланирован на конец 2005 года. Теперь в МТС отказываются говорить о конкретных сроках, ссылаясь на условия контракта с Blackberry, согласно которому оператору запрещается делиться информацией о ходе проекта.
Многие участники рынка связывают промедление с неопределенностью положения производителя, хотя и МТС, и российские партнеры Blackberry отрицают связь между судебными тяжбами вендора и затягиванием запуска "ежевики". Например, в петербургском офисе Dynoplex, разработчика программ для Blackberry, утверждают, что оспариваемые NTP патенты носят национальный характер и не могут повлиять на развитие бизнеса RIM в России или Европе. Сотрудник Dynoplex Елена Токарева дает понять, что RIM разработал новые технологии, которые заменяют оспариваемые в суде, так что краха Blackberry не случится.
В погоне за ежевикой
"Билайн" запустил свой почтовый сервис "Мобильная почта" в июле 2005 года. И за три месяца, по данным компании, к услуге подключились 60 компаний (800 номеров). "Мы тоже планируем предложить рынку Blackberry: все технические тесты, требуемые соглашением с компанией RIM, были успешно выполнены. Для запуска услуг BlackBerry требуется лишь решить вопросы с контролирующими госорганами",- сообщил сотрудник пресс-службы "Вымпелкома" Сергей Замуруев.
По словам пресс-секретаря "Мегафон" Марины Белашевой, сейчас оператор тоже тестирует сервис мобильной почты в Санкт-Петербурге. "Тест покажет, пришло ли время для начала коммерческой эксплуатации. В случае успешной работы на Северо-Западе почту внедрят и на всей территории действия сети",- утверждаетона.
Аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова отмечает, что "Мобильная почта" от "Билайн" - пока единственная альтернатива Blackberry.
Хотя у "ежевики" есть некоторое преимущество: она интегрируется в большинство систем документооборота.
Но, судя по интересу мировых вендоров к этому сегменту сотового рынка, вскоре на нем станет тесно. Microsoft уже анонсировала поддержку этой технологии в пятой версии своей ОС Windows Mobile. RIM в последние годы передала лицензии на свое ПО Nokia и Sony Ericsson, которые интегрировали технологию push e-mail в некоторые модели своих телефонов. Другие производители пошли по пути создания альтернативы почтовых программ "ежевики". Palm выпустила новую версию коммуникатора Treo, похожие модели вскоре появятся также у Samsung Electronics, HP и Nokia.
ЛИДЕР РЫНКА КПК
В лидеры рынка Blackberry вышел в 2004 году, когда продажа «ежевики» выросла на 75% за год, а рыночная доля увеличилась с 14,8% в 2003 году до 20,8%. По данным Gartner, в 2005 году объем поставок карманных компьютеров в целом превысил 15 млн. Только в третьем квартале 2005 года объем продаж достиг 3,45 млн устройств, причем Blackberry опередил КПК остальных производителей, заняв 25% рынка с 862 тыс. проданных гаджетов. На сегодняшний день услуги BlackBerry предоставляются абонентам 70 операторов в 30 странах мира. В третьем квартале 2005 финансового года разработчик Blackberry RIM заработал $560,6 млн, вдвое больше, чем год назад. 70% выручки компании принесла продажа собственно коммуникаторов, 19% сервисы, 7% лицензии на программное обеспечение и 4% другие источники. За девять месяцев прошлого финансового года вендор заработал $1,5 млрд - на 59% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В четвертом квартале RIM рассчитывает заработать $590-620 млн. Абонентский прирост за этот период, по собственным прогнозам компании, составит 700-750 тыс. новых абонентов.
|
Деловая газета "Бизнес"
|