15.02.2006

СП с General Motors стоит АвтоВАЗу $28 млн. Цены на Chevrolet Niva придется повысить



РОМАН ГУЛЯЕВ

Вчера представители концерна General Motors назвали СП GM-АвтоВАЗ лучшим автомобилестроительным предприятием России. Действительно, в августе прошлого года GM получила от СП $12,5 млн дивидендов. Иная ситуация у АвтоВАЗа: его убытки составляют $28 млн в год, и новый менеджмент собирается радикально пересмотреть условия сотрудничества с СП. Спасти предприятие, по мнению аналитиков, может только повышение цен. Однако это невозможно. Резервы увеличения цены на флагманскую модель СП - Chevrolet Niva- исчерпаны: в прошлом году она потеряла 15% рынка недорогих внедорожников, который вырос на 3%. В 2006 году СП планирует продолжать падение.

Вчера управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун назвал СП GMАвтоВАЗ "лучшим автомобилестроительным предприятием в России", мотивировав это тем, что у СП положительный денежный поток, хорошая выручка, компания не имеет долгов и регулярно выплачивает дивиденды, а также превосходит показатели, записанные в бизнес-плане. Он, впрочем, отказался раскрывать его детали и отвечать на вопрос, будет ли GM в перспективе изменять свою долю в СП в сторону увеличения или уменьшения.

Генеральный директор СП Ричард Свандо в свою очередь отметил, что "лучшее автомобилестроительное предприятие" в нынешнем году снизит производство на 9%, до 47 тыс.

автомобилей (в прошлом году оно произвело 51,8 тыс. автомобилей). Из них на долю провальной модели Viva придется 1-1,5 тыс. машин. Падение доли рынка не единственная неприятность СП - у предприятия серьезные проблемы с российским партнером, который терпит колоссальные убытки и не готов более мириться с этой ситуацией.

Спонсор выпуска Chevrolet Niva недоволен

Как уже писал "Бизнес", новое руководство АвтоВАЗа недовольно рентабельностью работы СП GM-АвтоВАЗ. Президент-генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский в начале февраля отмечал, что рентабельность поставки машинокомплектов на АвтоВАЗ - минус 15,9%. По подсчетам знакомого с ситуацией эксперта, на каждом машинокомплекте АвтоВАЗ теряет около 20 тыс. руб. ($700). В 2004 году СП произвело 58 тыс. автомобилей, соответственно, потери АвтоВАЗа составили более $40 млн.

В то же время управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браунв августе прошлого года заявлял, что на выплату дивидендов СП направило $30 млн.

С учетом того, что доля АвтоВАЗа в СП составляет 41,6% (такая же доля у GM, остальные акции - у ЕБРР), российский автогигант получил $12,5 млн. Соответственно, в 2004 году убытки АвтоВАЗа от СП можно оценить в $28 млн.

В 2005 году предприятие произвело около 49 тыс. Chevrolet Niva, однако решение о выплате дивидендов и об их размере пока не принято.

Эксперт отмечает, что обнародованная Есиповским цифра 15,9% близка к показателю рентабельности СП GM-АвтоВАЗ.

"При таком раскладе получается, что СП фактически живет за счет одного из его участников- АвтоВАЗа",- отмечает он.

В начале февраля Игорь Есиповский говорил, что ситуация с GM-АвтоВАЗ должна быть разрешена в течение месяца.

По мнению управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, если основные участники СП будут пересматривать свои взаимоотношения, это может привести как к росту цен на продукцию СП, так и к уменьшению рентабельности предприятия. "Возможен также и компромисс, при котором немного вырастут цены и одновременно сократится рентабельность. Какой из этих путей будет выбран - вопрос переговоров двух сторон",- полагает аналитик. В свою очередь дилеры считают, что повышение цены может серьезно сказаться на продажах автомобилей. "Резерва для повышения цены нет",- подчеркивает директор по маркетингу Genser Ольга Михеева.

Неактуальный продукт

Как рассказал "Бизнесу" представитель одного из дилеров, Chevrolet Niva уже пережила свой взлет. GM-АвтоВАЗу не удалось организовать грамотную дилерскую сеть, выйти на рынок с качественным продуктом. Клиенты восприняли ее как иномарку, а получили автомобиль с качеством "Нивы", но по более высокой цене. Кроме того, возникали проблемы с гарантийным ремонтом из-за отсутствия запчастей, сказал источник.

По словам дилера, снижение продаж Chevrolet Niva связано и с насыщением рынка этим автомобилем. "Люди ждали улучшенной версии с двигателем Ecotec и трансмиссией Aisin, но так и не дождались ее. А тут в сегменте доступных внедорожников появилась альтернатива - китайские внедорожники и пикапы, UAZ Patriot. Кроме того, увеличились продажи вазовской "Нивы" - продукт не сильно отличается от Chevrolet Niva по качеству, а стоит заметно дешевле, что принципиально важно для данного сегмента",- отметил источник.

Слова дилера полностью подтверждаются статистикой продаж недорогих (до $20 тыс.) внедорожников. В 2004 году Chevrolet Niva контролировала 71% этого рынка, а в прошлом ее доля упала до 56%. В то же время сам рынок вырос на 3%.

Долю "Нивы с крестом Chevrolet " отняли в первую очередь китайские Great Wall и Zhongxing (Admiral), а также "Нива" производства АвтоВАЗа и UAZ Patriot.

Деловая газета "Бизнес"