Расти и разделяй. АКАР на днях рапортовала о своих оценках рынка рекламы в России в 2005 годуАНТОН НЕСТЕРЕНКО Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) на днях рапортовала о своих оценках рынка рекламы в России в 2005 году. В том числе и об объемах рекламы в интернете. АКАР традиционно не учитывает контекстную интернет-рекламу в своих отчетах, но и без нее рынок оценили в $60 млн, что равно росту на 71% за год. Правда, по сравнению с общим объемом рекламного рынка, оцененного в $5,01 млрд, интернет-рынок все еще крохотный. Даже если оптимистично решить, что контекстная реклама добавит $40 млн, чаши весов сильно не качнутся. Впрочем, голые цифры это не так интересно. Вместе с ростом количества денег, которые крутятся на рекламном рынке в Рунете, меняются многие процессы, по которым работает этот рынок. В 2006 году рынок рекламы - как медийной, так и контекстной - будет расти дальше. Есть все шансы на то, что два эти направления рекламы будут все сильнее размежевываться, обслуживать разные группы рекламодателей. Рекламная группа "Видео Интернешнл" в 2006 году собирается привести в Рунет много новых крупных рекламодателей и скупить для них условное "все" в больших объемах. Вполне вероятно, что к интернету станут проявлять больший интерес и прочие гиганты из агентств. В итоге вполне логичным образом окончательно кристаллизуется ситуация, при которой компаниям со средними и малыми бюджетами, грубо говоря, негде будет размещаться, или это станет им не по карману. В том, что цены на интернет-рекламу на наиболее популярных площадках будут расти, сомневаться тоже не стоит. То есть рекламодатели со средними бюджетами все еще будут размещать медийную рекламу, но для этого надо будет гораздо больше шевелиться, отыскивая свободные площадки. Вполне вероятно, что для них одним из основных инструментов станут рекламные сети, объединяющие множество сайтов с небольшой посещаемостью. Соответственно, появятся новые сетки, между ними начнется сильная конкуренция, а мелкие площадки от этого только выиграют - бороться сети будут, скорее всего, суммами выплат. Контекстная реклама в свою очередь продолжит расти, может, даже большими темпами, чем медийная. Контекст и до этого был вотчиной рекламодателей с небольшими бюджетами, далее эта специализациябудет продолжаться. Вот только бюджеты будут расти, но они все равно будут попадать в категорию небольших по сравнению со всеми прочими объемами денег, которые будут тратить на интернет. Параллельно должно появиться еще больше агентств, которые будут специализироваться на размещении контекстной рекламы для своих клиентов. А компаний, обращающихся за помощью к агентствам, а не мучающих своих менеджеров такими размещениями, должно тоже стать больше. Просто по мере роста аудитории, достижимой при помощи систем контекстной рекламы, управлять такими кампаниями будет все сложнее, да и алгоритмы размещений, наверное, будут усложняться. Может быть, Google все-таки откроет полноценный офис по работе с клиентами в Москве, чего ждут уже так долго, и это станет еще одним толчком для контекста. И не такой уж это "взятый с потолка" прогноз. Подобным путем идет в последние несколько лет рынок интернетрекламы в США. Мы с отставанием в несколько лет повторяем почти все те же шаги, которые делали агентства и рекламодатели в Америке или Европе. Такими темпами еще через пару лет в Рунете разовьются и pay-per-call системы, и прочие новые технологические "вкусности". Пока же мы имеем бодро растущий рынок, хотя и довольно медленно эволюционирующий качественно, но уже вполне четко поделивший зоны ответственности за деньги разных рекламодателей. Деловая газета "Бизнес" |