16.03.2006

Первый звонок. Cтанет ли популярной новая система оплаты рекламы?



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

На прошлой неделе "Бегун" официально заявил о том, что рекламодатели теперь могут платить не за переходы на сайт, а за телефонные звонки. То есть схема размещения рекламы pay-per-call, о которой было много разговоров, заработала в Рунете. Начало новой системе оплаты рекламы положено, теперь вопрос, насколько хорошо приживется она в России, станет ли популярной и приведет ли к появлению новых сервисов (не только контекстно-рекламных).
Размещение рекламы с оплатой за звонок, чисто теоретически, должно привлечь рекламодателей, для которых продажи "голосом" лучше работают, чем размещение какой-то информации на сайте. В эту группу попадают почти все компании, чей товар - сервис, услуги: от полиграфических до банковских.
Установить контакт с потенциальным покупателем по телефону, причем по инициативе покупателя, это часто уже полпути до совершения покупки, оформления заказа. Другой вопрос, что, во-первых, при помощи телефона не все вопросы решаются, а во-вторых, в Сети мнение о компании формируется на основании уровня сайта; так уж повелось. В случае же если первый контакт телефонный, образ компании гораздо больше связан с умением сотрудников рекламодателя правильно говорить. В итоге для максимальной эффективности размещения с оплатой за звонок, рекламодателю надо еще и вымуштровать своих менеджеров. Если относительно крупные компании этот вопрос уже решили, то для тысяч небольших фирм, пользующихся контекстной рекламой, этот момент может оказаться не идеальным, что в свою очередь подпортит репутацию новой системе. Ведь от того, как пойдет использование системы pay-percall на первых порах, зависит все будущее направления. А из-за непрофессионализма при отработке звонков со стороны рекламодателя может пострадать представление об эффективности системы как таковой. Притом у самой идеи интеграции телефонных звонков и интернета может быть значительно больше вариантов применения, чем просто контекстная реклама. Например, на сервисы price-comparison так и напрашивается использование системы paypercall как одного из вариантов участия в проекте магазинов, в том числе и тех, которые вообще не имеют сайта.
Наверное, понадобится около полугода,чтобы оценить первые результаты использования pay-per-call при размещении контекстной рекламы. Возможно, за это время система будет несколько модифицирована, откроются какие-то проблемы, будут залатаны "дыры". Нужно время, чтобы как следует обкатать новую модель. У звонков есть свои очевидные преимущества, но существует и много вопросов по поводу реальной эксплуатации подобных систем. Возможность размещения контекстной рекламы по системе pay-per-call в США появилась еще года полтора назад, но при этом основная масса рекламы все равно размещается с оплатой за переходы. Может быть, это судьба pay-per-call, а может быть, прошло слишком мало времени, чтобы выносить окончательное решение. К тому же, не все рекламодатели решились воспользоваться этим форматом.
В Рунете следующим наиболее вероятным кандидатом на внедрение pay-per-call является "Яндекс", в первую очередь для своей системы контекстной рекламы "Директ". Кроме того, у "Яндекса" есть и сервис price-comparison "Маркет", где подобные технологии могут пригодиться. Других претендентов, похоже, нет. Зато есть проекты, которые работают в Сети, но при этом ориентируются по большей части на "офлайновых" рекламодателей. Им идея с оплатой за звонки вполне может понравиться.

Деловая газета "Бизнес"