22.03.2006

Остановка в розливе. Водку опять перестали производить



Вчера сразу несколько крупных производителей алкоголя, среди которых московские заводы "Кристалл" и "Топаз", сообщили об остановке производства. В компаниях объясняют это нехваткой новых акцизных марок, которую Гознаку с начала года так и не удалось ликвидировать. Простой предприятий грозит производителям существенными убытками и вытеснением их продукции из розничных сетей.

Вчера ФГУП "Росспиртпром" официально сообщило об остановке производства на московском ликероводочном заводе (ЛВЗ) "Кристалл". О том, что его предприятия оказались на грани остановки, заявили еще ряд крупных производителей алкоголя, в числе которых ЗАО "Русский алкоголь" и "Союз-Виктан". "Завод остановится со дня на день",– заявил, в частности, директор по маркетингу ЗАО "Русский алкоголь" Вадим Касьянов.

Причиной сложившейся ситуации участники рынка называют отсутствие в региональных управлениях Федеральной налоговой службы (ФНС) федеральных специальных марок на алкогольную продукцию нового образца. Введение последних предусмотрено вступившей в силу 1 января 2006 года новой редакции закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". "С начала года 'Кристаллу' выдали всего 34% необходимых нам марок",– жалуется начальник управления информации и внешних связей "Росспиртпрома" Дмитрий Добров. О дефиците марок нового образца говорят и другие участники рынка. "Вчера нам выдали 350 тыс. марок, которых нам хватит на день работы; если сегодня не выдадут новых, нам придется опять остановить производство",– говорит первый заместитель гендиректора "Русского алкоголя" Владимир Иванов. По словам производителей, ФНС пока не может объяснить, когда продолжится выдача новых марок.

Впрочем, не все опрошенные Ъ производители алкоголя считают ситуацию критической. Так, представители "Ливиза" и "Веды" говорят, что их заводы загружены на полную мощность и недостатка в марках они не испытывают. На предприятиях объясняют это тем, что ФНС разрешает использовать марки старого образца, оснащенные спецстикерами. На спецстикеры наносится вся информация о производителе и продукции, информация о которых отсутствует на старых марках. "Хождение марок старого образца с новыми носителями разрешено налоговыми органами до 1 июля 2006 года наравне с новой федеральной маркой",– поясняет директор нижегородского ЗАО РООМ Дмитрий Кузнецов.

Тем не менее большинство производителей, заявивших вчера о готовности остановить производство, не хотят использовать марки старого образца, объясняя это проблемами со сбытом. "Мы практически с самого начала работаем со старой маркой и опасаемся, что в любой момент у наших дистрибуторов возникнут проблемы с розницей",– говорит начальник отдела по связям с общественностью "Союз-Виктана" Сергей Комодский. По его словам, на старых марках в обязательном порядке стоял код региона, для которого она предназначалась. "Например, если производителю выдают марки с кодом Дагестана, при этом на этикетке стоит адрес московского или подмосковного завода, понятно, что ритейлеры вправе сомневаться в чистоте происхождения товара и отказаться от него",– объясняет господин Комодский.

Кроме того, производители не хотят вторично платить за старые марки. "Согласно новой редакции закона, мы инвентаризировали и уничтожили все остатки марок старого образца, закупленные нами в прошлом году. При этом никаких денег никто нам не вернул. А теперь мы вынуждены приобретать ту же марку второй раз",– говорит один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. По мнению участников рынка, дефицит новых марок создан искусственно. "Таким образом Гознак пытается сэкономить и реализовать оставшиеся у него объемы старых акцизных марок",– считают они.

В Гознаке заявляют, что дефицита марок нет, и в свою очередь обвиняют производителей алкоголя в излишней принципиальности и намеренном саботировании собственной работы. "По состоянию на 17 марта этого года мы отгрузили авансом более 733 млн экземпляров марок на сумму более 1,1 млрд рублей, при этом оплачено было всего 549 млн экземпляров на сумму 842 млн рублей,– заявила Ъ советник генерального директора по связям с общественностью предприятия Гознак Наталья Никифорова.– Заявок же нами было получено всего на 561 млн экземпляров. Что касается завода 'Кристалл', то, по нашей информации, он остановлен, так как отказался брать для использования обновленные 'старые' марки". В ФНС вчера от каких-либо комментариев по этому поводу отказались. По оценкам участников рынка, только прямые убытки производителей от простоя ежемесячно составляют около 1 млрд рублей. Впрочем, гораздо серьезнее для производителей сокращение на рынке объемов легальной продукции; по данным Росстата, объем производства легального алкоголя за первые два месяца нового года составил всего 41% от общего производства за аналогичный период 2005 года. А также новая волна регионального "водочного сепаратизма". "Региональные власти используют любые предлоги для того, чтобы оградить местного производителя от 'излишней' конкуренции",– говорит Сергей Комодский.

Наконец, сокращение поставок в розницу может привести к тому, что продукция останавливающихся предприятий может быть заменена другими брэндами. "В нашей сети оборачиваемость товара очень высокая, запасов алкоголя хватит не более чем на неделю,– говорит генеральный директор 'Копейки-Москва' Сергей Ломакин.– Если за этот период поставки водки с заводов 'Кристалл' и 'Топаз' не будут восстановлены, нам придется заменить их продукцией других производителей под менее популярными брэндами". В компании "Перекресток" сообщили, что запасы продукции с заводов "Кристалл" и "Топаз" хватит примерно на 20 дней реализации.

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА, МАРИЯ Ъ-ШЕВЧЕНКО, ВИКТОР Ъ-ХИЛЬКО

КоммерсантЪ