Розница набирает обороты. Ъ публикует третий ежегодный рейтинг ритейлеровТретий ежегодный рейтинг "Топ-50 российских ритейлеров", подготовленный Ъ, наглядно демонстрирует основные тенденции развития рынка розничной торговли: общий рост компаний всех сегментов потребительской розницы, увеличение доли сотовых ритейлеров, а также формирование группы лидеров, осуществляющих свою экспансию за счет поглощений региональных сетей. По мнению экспертов, эти тенденции сохранятся и в будущем, а активные конкурентные войны начнутся через два-три года, когда основные участники рынка будут готовы к поглощению своих прямых конкурентов. По сравнению с рейтингом 2004 года в первую очередь заметно существенное увеличение объемов розничной торговли. Если в 2004 году лидер рейтинга компания "Эльдорадо" насчитывала $1,3 млрд розничного оборота, то в 2005 году уже более $3 млрд. На нижней ступени в 2004 году находилась компания с оборотом $29 млн, в 2005 году компании с оборотом ниже $75 млн в рейтинг уже не попали. Согласно данным Росстата, в 2005 году общий оборот рынка розничной торговли в России составил $245 млрд, из которых $112,7 млрд приходится на продовольственный ритейл. "Самое интересное, что в 2005 году начался общий подъем покупательской способности во всех сегментах: продукты питания, одежда, электроника, мобильные телефоны, спортивные товары. Ни один сегмент потребительской розницы не упал, и снижение объемов продаж отдельных компаний может быть связано только с их конкретными ошибками", говорит гендиректор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин. Особенно заметный рост показали сотовые ритейлеры и торговцы бытовой техникой. Эксперты связывают это с повышением благосостояния населения. "Рост непродовольственного сектора более зависим от роста доходов населения. При этом для сотовых ритейлеров экспансия обходится гораздо дешевле, чем для других: инвестиции в открытие одного магазина существенно меньше", говорит аналитик ФК 'Уралсиб' Марат Ибрагимов. По мнению учредителя и совладельца сети "Пятерочка" Андрея Рогачева, "продвижение компании 'Евросеть' и других сотовых ритейлеров предсказуемо. Их развитие связано с особенностью их товара и рынка. Товар очень емкий по деньгам: стоимость сотового телефона равна, например, стоимости холодильника, а везти и продавать его гораздо проще". Эра слияний "Расширение географии розничных сетей одна из основных тенденций 2005 года, говорит аналитик ИК 'Финам' Ольга Самарец. В частности, активную региональную экспансию начали столичные ритейлеры. В прошлом году значительно увеличили свое присутствие в регионах практически все крупнейшие торговые сети, такие как 'Пятерочка', 'Копейка', 'Перекресток' и другие. Консолидация отрасли также тесно связана с региональной экспансией ритейлеров, так как крупные торговые сети, стремясь как можно быстрее закрепиться на рынке, покупали местных игроков". В целом 2005 год стал рекордным по количеству так называемых сделок M&A (mergers and acquisitions "слияния и поглощения") в розничной торговле. Особенно отличился холдинг "Марта", который купил сразу четыре компании-ритейлера. В начале года стало известно о присоединении магазинов "Продмак", весной о покупке казанской сети "Райден", затем сети "Апельсин" в Курске, а также об альянсе с саратовским ритейлером "Лиа-Лев" (магазины под брэндом "В яблочко"). В апреле "Перекресток" приобрел киевскую сеть под брэндом Spar, а позже другой франчайзи голландского Spar ЗАО "Спар ритейл" купил сеть "Элеком" во Владимире. Сеть "Седьмой континент" объявила о покупке калининградской сети "Алтын", а в конце года стало известно о планах компании по покупке московской сети "Самохвал". Дискаунтеры вели еще более агрессивные поглощения. Сеть "Пятерочка" пополнилась магазинами компании СРТ бывшего франчайзи "Копейки" в Московском регионе, существенно ослабив конкурента. Однако в конце года стало известно, что конкуренты "Пятерочки" дискаунтеры "Магнит" и "Копейка" делят между собой 80 магазинов нижегородской сети "Эконта", принадлежащие Millhouse Capital. Крупнейшими поглощениями в сфере непродовольственной розницы в 2005 году были покупка "Евросетью" своего конкурента сети "Техмаркет" (20-е место в рейтинге 2004 года), а также приобретение компанией "Детский мир" петербургской сети "Чудо-остров". В результате этих сделок компании существенно улучшили свои позиции в рейтинге: холдинг "Марта" поднялся на восемь ступеней, "Детский мир" на восемь ступеней, "Евросеть" перешла с четвертого на второе место. По мнению экспертов, в ближайшие годы покупка сетей как наиболее быстрый путь развития в регионах будет сохраняться. "Сегодня количество поглощений в регионах еще не так велико, как могло бы быть, поскольку местные сети завышают цену продажи своих компаний, считает Андрей Рогачев. Я считаю, что она должна составлять 0,4% от оборота и в будущем количество сделок по поглощению в регионах будет расти. Слияние крупных сетей будет зависеть только от психологических установок их учредителей". Франчайзинговый прорыв В 2005 году сети стали не только поглощать наиболее успешных локальных игроков, но и активно продавать франшизу в крупные города. В результате в регионах стали формироваться сильные игроки, использующие имя, технологии, а зачастую и поставки крупного федерального ритейлера. Свидетельством этого служит тот факт, что компания "Тамерлан" (107 магазинов в Волгоградской области), являющаяся франчайзи "Пятерочки", вошла в "Топ-50" с оборотом $120 млн. При этом компания продемонстрировала самый высокий из всех ритейлеров рост оборота за год 262% (по данным самой компании). Однако, по мнению аналитиков, усиление позиций франчайзи может обернуться сложностями для тех ритейлеров, которые планировали впоследствии выкупить их и присоединить к собственной сети. В этой ситуации оказалась компания "Пятерочка", которая встретилась с сопротивлением франчайзи в двух регионах. По мнению экспертов, региональные предприниматели, для которых розничный бизнес является зачастую одним из самых высокодоходных в регионах, могут предпочесть выйти из-под брэнда франчайзера и развивать сеть под новым именем. Или шантажировать владельца брэнда присоединением к сети конкурента. Примечательно, что с ростом региональной экспансии и развития франчайзинговых программ в регионах остро ощущается нехватка менеджмента. В первую очередь не хватает директоров магазинов и категорийных менеджеров. В итоге многие компании вынуждены временно приглашать менеджеров из Москвы, а также активно перекупать персонал у локальных сетей. Местным ритейлерам в этих условиях все сложнее удерживать сотрудников, что становится первым шагом к продаже федеральным сетям. Выход на публику Еще одним важным этапом развития российской розницы в минувшем году стал выход ритейлеров на фондовый рынок. В маеиюне прошлого года на Лондонской фондовой бирже "Пятерочка" разместила порядка 32% акций в виде глобальных депозитарных расписок. При размещении компания выручила за этот пакет около $600 млн, что стало весьма высокой оценкой инвесторами как потенциала самой компании, так и всей российской розницы в целом. Вслед за этим о скором выходе на IPO заявили почти все крупные ритейлеры, в том числе "Копейка", "Магнит", "Мосмарт" и "Арбат престиж". Не отпугнул ритейлеров от публичного размещения и обвал акций "Пятерочки", происшедший в декабре 2005 года после того, как компания скорректировала прогноз по годовому обороту с $1,595 млрд до $1,35 млрд. В совокупности ритейлер потерял тогда около $1,243 млрд капитализации. "Падение акций 'Пятерочки' был локальным случаем и на интересе инвесторов к розничному рынку никак не отразилось, говорит аналитик ИГ 'Атон' Алексей Языков. Процесс привлечения средств российскими ритейлерами на фондовом рынке не остановится хотя бы просто потому, что им именно сейчас остро необходимы деньги на развитие". Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем инвесторы будут осторожнее в оценках выходящих на IPO ритейлеров из России. "Рынок получит возможность выбирать, в кого из российских ритейлеров вкладывать свои средства, а потому последним придется непосредственно на деле доказывать, что именно они достойные кандидаты на получение инвестиций, говорит гендиректор компании MR&D Consulting Виктория Михайлова. Высоких темпов роста будет уже недостаточно для того, чтобы компания получила адекватную оценку рынка. Рассчитывать на удачное размещение смогут только компании, предлагающие ясную концепцию своего развития и способность менеджмента компании эту концепцию защищать". Естественный отбор Аналитики компании "Ренессанс Капитал" среди основных тенденций 2006-2008 годов на внутреннем рынке розничной торговли называют концентрацию отрасли за счет сделок по слияниям и поглощениям, а также возможные объединения местных ритейлеров ради противостояния потенциальному приходу иностранных игроков. Не исключено, что начиная с 2006 года основные игроки начнут присматриваться к возможности поглощения друг друга. По мнению экспертов, собственники отдельных сетей почувствуют, что достигают максимального объема продаж, не выдержат конкуренции со стороны лидеров и могут продать свою сеть. Например, согласно оценкам компании "Ренессанс Капитал", интересными объектами для поглощения сегодня могут быть розничные проекты "Копейки", "Марты", "Мосмарта", "Виктории" и "Патэрсона". При этом две последние компании могут быть приобретены не только иностранными, но и российскими ритейлерами. По прогнозам "Ренессанс Капитала", к 2010 году рынок продуктовой розницы должен достигнуть $254 млрд, непродуктовой $301 млрд (по итогам 2006 года $141 млрд и $166 млрд соответственно). Согласно прогнозам Минэкономразвития и расчетам ИК "Финам", в 2006-2013 годах средний рост оборота розничной торговли составит порядка 14% (в денежном выражении). Кроме того, ожидается увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли с 79% в 2005 году до 85% к 2011 году. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров, скорее всего, останется без особых изменений сейчас на продовольственные товары приходится порядка 46% розничного оборота. При составлении рейтинга мы учитывали товарооборот сетевых розничных компаний за 2005 год. При этом главный критерий отбора наличие прямой юридической связи между юридическими лицами, управляющими магазинами под единой вывеской. Иными словами, мы составляли рейтинг именно операторов розничной торговли, а не магазинов с одним и тем же названием. Учитываемые в рейтинге данные предоставлялись самими ритейлерами. Прирост оборота ритейлеров за год рассчитывался Ъ относительно данных рейтинга 2004 года. В тех случаях, когда компании отказывались предоставлять данные по своему обороту, экспертные оценки делали аналитики инвестиционных компаний, среди них "Уралсиб", "Финам", BBPG, а также специалисты отраслевых ассоциаций. В рейтинге не учитывались операторы рынка luxury ввиду закрытости данного рынка и ООО "Метро Кэш энд Керри", позиционирующее себя не как розничного ритейлера, а как мелкооптовую торговую компанию.
Источник: данные компаний.
КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||