ОСАГО продали больше, чем купили. Россияне все реже пользуются обязательной "автогражданкой"
АЛЕКСАНДР КАДУШИН
Россияне все реже пользуются обязательной "автогражданкой", свидетельствуют данные ВЦИОМа. С июня прошлого года доля населения, имеющего полис ОСАГО, сократилась с 19,5% до 13,2%. Это расходится со статистикой Российского союза страховщиков (РСА), согласно которой продажи компаний поОСАГО в 2005 году выросли на 9,7%.
Страховщики говорят, что данные социологов недостаточно репрезентативны, однако население действительно недовольно действием закона об ОСАГО. ВЦИОМ регулярно проводит исследования о том, как население старше 18 лет пользуется страховыми услугами. В последние полгода социологи отмечают, что доля клиентов страховых компаний среди россиян становится меньше (с июня процент тех, кто вообще не пользуется услугами страховщиков, вырос с 56% до 74,4%). В частности отток клиентов стабильно наблюдается в обязательной "автогражданке". Как следует из опроса ВЦИОМа, проведенного 18-19 марта совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций, полис ОСАГО сейчас есть всего у 13,2% населения. В сентябре 2005 года этот показатель составлял 16%, а в июне - 19,5% (было опрошено 1600 респондентов, возможная погрешность выборки 3,4%).
Результаты опроса плохо согласуются с данными РСА, по которым премии страховщиков по ОСАГО, также как и количество полисов, проданных в этом сегменте, за прошлый год выросли на 9,7% (на 4,7 млрд руб. и 2,5 млн полисов соответственно). Выборка ВЦИОМа может быть недостаточно репрезентативной, полагает заместитель гендиректора "РЕСО-гарантии" Игорь Иванов, тогда как РСА "работает со статистикой и реальными деньгами". Иванов уверен, что в последние месяцы "сокращения рынка не было". Впрочем, другие страховщики не исключают, что доля частных страхователей в России могла снизиться.
По мнению руководителя департамента страхования транспортных средств "Страхового дома ВСК" Владимира Антипова, это могло произойти в связи с тем, что ГИБДД в последний год ослабила контроль за тем, как водители соблюдают требование об обязательной страховке. "Часть людей просто не продлевает полисы",- полагает он. Людей раздражают сложности с оформлением страхового случая и получением выплат, добавляет руководитель страхового направления "Эксперт Ра" Ирина Рудых. "Автовладельцам проще заплатить штраф за отсутствие полиса, чем приобрести его",- поясняет она. В июне опрос ВЦИОМа показал, что 9% пользователей ОСАГО вообще не намерены заключать новый договор "автогражданки". Оценить количество новых частных клиентов невозможно.
Гендиректор компании "Стандарт-резерв" Виктор Юн полагает, что различия в данных ВЦИОМа и РСА могут объясняться увеличением доли полисов, приобретаемых корпоративными автопарками. "Но корпоративные клиенты не могли обеспечить прирост в 2,5 млн полисов",- возражает эксперт, пожелавший сохранить анонимность.
Заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин не стал комментировать данные ВЦИОМа, сославшись на то, что пока не знаком с ними.
Деловая газета "Бизнес"
|