29.03.2006

Возвращение дешевых трубок



Константин ПРОКШИН

По прогнозам исследователей IDC, в 2006 году российский рынок мобильных телефонов будет демонстрировать стабильность и продолжит расти - в среднем на 8% ежеквартально. При этом аналитики компании в противовес сложившемуся мнению считают, что абонентов более привлекают модели телефонов не "навороченные" - стало быть, дорогие, а попроще и подешевле.

По данным квартальной сводки аналитической компании IDC, в IV квартале 2005 года в России продано более 9 млн. мобильных телефонов, что на 18% больше, чем в III квартале. Серьезных изменений на рынке не произошло. Nokia (24% продаж) по-прежнему укрепляла позиции лидера, незначительно выросла доля Samsung (до 21%), Motorola удержалась на достигнутых рубежах (17%), а показатели Siemens продолжали снижаться (остановившись на отметке 16%). Sony Ericsson в последнем квартале года демонстрировала стабильность, удерживая 9%. В результате суммарная доля 5 основных игроков рынка по сравнению с предыдущим кварталом выросла. Это соотносится и с мировым опытом - "большая пятерка" не оставляет новичкам шансов занять хоть сколь-нибудь заметную позицию на рынке. Вот и россияне тоже не купились на активные действия азиатских компаний, попытавших счастья на нашем рынке.

Однако наибольший интерес вызывает исследование покупательского спроса. Аналитики компании утверждают, что покупательский спрос в среднем ценовом диапазоне сместился от моделей стоимостью $120-200 к нижней границе - телефонам стоимостной категории $80-120. Несколько снизились в процентном отношении и продажи моделей верхних ценовых сегментов. Саймон Бейкер, руководитель программ исследований по рынкам мобильных телефонов, отметил: "В IV квартале так и не произошло скорого восстановления, на которое рассчитывала розничная торговля после проблем с поставками, и скачка цен в конце лета, и это подтверждает, что рынок быстро насыщается".

Вывод аналитиков противоречит наблюдениям крупных розничных продавцов трубок. Большинство из них отмечает, что российские покупатели просто одержимы мобильными новинками и зачастую покупают только-только поступившие в продажу телефоны (а значит, и наиболее дорогие) всего лишь для подтверждения своего статуса. По их данным, средняя стоимость телефона постоянно растет. Так, в начале 2005 года она составляла $152, а к концу года выросла до $175. "Реально потребители пользуются только 40% функций телефона. Российский покупатель готов переплатить за новизну, статус и дополнительные "навороты", которые на практике чаще всего ему не нужны", - в один голос утверждают представители сетей. А по данным аналитического агентства "Сотовик", в прошлом году 45.9% абонентов меняли свою трубку, и 14.8% делали это неоднократно. Видимо, российские абоненты имеют настолько разные предпочтения, что статистика тут бессильна.

Финансовые известия