BAT и Philip Morris объединились против недорогих сигаретАЛЕКСАНДР ДЕМЧУК Давние трения между разными производителями вынудили чиновников предложить собственный вариант налогообложения табачной отрасли. Разработанный Минфином законопроект "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты" наконец расставил все акценты в акцизной политике государства на сигареты: власти выдавливают с рынка дешевые сорта. Впервые разговоры о переходе на принципиально новую схему сбора акцизов с сигарет начались около двух лет назад. Тогда представители Минфина говорили, что намерены оставить смешанную систему, однако адвалорную ставку привязывать уже не к оптовой цене производителя, а к розничной стоимости продукции. Такую схему Минфин хотел ввести уже к 2006 году, однако, по всей видимости, разработка новых правил заняла слишком много времени, поэтому кардинально менять систему акцизов в 2006 году не стали. Как показывает новый законопроект Минфина, введение новой системы акцизирования требует не только стандартных ежегодных поправок в Налоговый кодекс, но и внесения новых - в федеральный закон "Об ограничении курения табака" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Что нового Проходящий согласование в Минсельхозе и МЭРТ законопроект "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты" наглядно показывает, что переход на исчисление ставки акциза с максимальной розничной цены (МРЦ) приведет к структурной перестройке рынка. Как уже писал "Бизнес" 3 апреля, предлагаемая Минфином на 2007 год ставка акциза на сигареты составляет 95 руб. за 1 тыс. штук (или 1,9 руб. за пачку) плюс 5% от МРЦ для сигарет с фильтром и 45 руб. за 1 тыс. штук (или 90 коп. за пачку) плюс 5% от МРЦ для бесфильтровки и папирос. Однако обе ставки имеют ограничение - акциз на фильтрованную продукцию не должен быть ниже 115 руб., а акциз на сигареты без фильтра - не ниже 65 руб. Это ограничение может стать критическим для дешевых сигарет. В недавнем интервью "Бизнесу", обсуждая грядущие перемены в табачном налогообложении, управляющий директор Gallaher в СНГ Джейсон Конкинопасался, что нарушение баланса специфической и адвалорной ставок может негативно повлиять на весь сегмент дешевле 13 руб. за пачку, в премиальном сегменте Конкин ожидал в таком случае снижения налоговой нагрузки. Исходя из представленных Минфином ставок, опасения Конкина сбылись. Так, согласно данным одного из участников рынка, при расчете акцизных ставок для сигарет стоимостью ниже 13 руб. они составляют меньше 115 руб. за 1 тыс. штук. При расчете акцизной ставки на папиросы и бесфильтровку порог заключается на уровне стоимости в 11 руб. Таким образом, производители этой продукции вынуждены будут платить фиксированный налог (см. график). Гендиректор "Нево табака" Олег Амиранов считает, что складывается несправедливая ситуация, при которой государственный бюджет обогащается за счет низших слоев населения: "Чем меньше курильщик тратит на пачку сигарет, тем больше из этой суммы уходит на налоги". Помимо ставок, рассматриваемых в Налоговом кодексе, законопроект Минфина вносит изменения и во внешний облик упаковки сигарет. Теперь не менее 2% одной из сторон пачки должна занимать МРЦ, сопровождаемая наименованием производителя или импортера сигарет, а также датой производства. По словам редактора информагентства "Русский табак" Максима Королева, внедрение нового оборудования для указания изменяющейся даты производства требует дополнительных инвестиций. Он видит в нововведении последний удар по мелким предприятиям, для которых внедрение новых печатающих станков на производство может стать неподъемным. Кроме того, с 1 января 2007 года будет запрещено продавать в России и производить для страны сигареты без указания этих данных на пачке, а также продавать сигареты по цене, превышающей указанную производителем МРЦ. Такие же ограничения вступают в силу для сигарет без фильтра и папирос с 1 июля 2007 года. Примирить непримиримых При всей неоднозначности предложений Минфина ведомству удалось примирить два враждующих табачных лагеря. Отношение и British American Tobacco, и Philip Morris к новой системе очень спокойное. "Мы полностью поддерживаем новую систему, изначально поддерживая в стране систему смешанного акциза, мы подразумевали введение адвалорной составляющей, привязанной к розничной цене",- отмечает директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов. Что касается ставок, продолжает он, определение их - прерогатива государства и депутатов. "Единственное, что бы хотелось учесть при планировании ставок,-не должно быть допущено резкого изменения одной из акцизных составляющих (к примеру, если повысится адвалорная ставка, это ударит по дорогим сигаретам), а также уровень акцизных сборов в сопредельных государствах, чтобы не инициировать попадание на российский рынок контрафактных сигарет из соседних стран",- надеется Аксенов. Управляющий директор Philip Morris Int. в России и Белоруссии Лео Маклохлин уверен, что переход на максимальную розничную цену в качестве налогооблагаемой базы поможет решить проблему, волнующую правительство, и исключить возможность трансфертного ценообразования. "Мы считаем, что повышение специфической составляющей акциза на сигареты должно опережать годовой уровень инфляции",- полагает он. Решение поддержать "розничный" акциз в Philip Morris приняли еще в конце прошлого года, когда этот вопрос был вынесен на голосование отраслевой ассоциации "Табакпром". Тогда верным своей прежней позиции поддерживать только специфическую систему осталась Japan Tobacco Int. табачные лоббисты Еще два года назад табачный рынок был разделен на два лагеря, поддерживающих разные схемы налогообложения. Некоторые производители во главе с British American Tobacco активно поддерживали смешанную систему взимания акциза, то есть такую, которая существует по сей день. Налог подразумевает две акцизные ставки - специфическую (стабильная сумма за 1000 сигарет, сейчас она составляет 78 руб. за сигареты с фильтром и 35 руб. за бесфильтровку и папиросы) и адвалорную, привязанную к отпускной цене фабрики (8% от отпускной цены). Согласно данным ФНС и Счетной палаты, такая схема позволяет компаниям минимизировать налогооблагаемую базу, продавая продукцию с фабрик аффилированным торговым домам. Для борьбы с такой схемой каждый год вводились ограничения, указывающие на нижнюю планку акциза - сейчас эта планка подразумевает, что общая сумма акциза не должна быть меньше 25% оптовой цены производителя. Другой пул компаний, во главе с Philip Morris и Japan Tobacco, исторически поддерживал специфическую ставку акциза, которая, по мнению транснационалов, делала бы планирование налоговых сборов прозрачным и легкопланируемым. В качестве аргумента защитники специфической системы приводили тот факт, что за время существования смешанного акциза бюджетные планы государства по сбору налога с табачной промышленности не выполнялись полностью. Так, в 2003 году бюджетное задание по сбору акциза на табачные изделия было снижено более чем на 2 млрд руб.- с 20,3 до 18 млрд руб., а фактически, по данным Министерства по налогам и сборам, в 2003 году было собрано и того меньше- 15,9 млрд руб. В 2004 году задание было снижено на 600 млн руб.- с 23,9 до 23,3 млрд руб., а по данным Федеральной налоговой службы, в федеральный бюджет тогда поступило 23,25 млрд руб. Деловая газета "Бизнес" |