"Горящие путевки" ушли по высокой ценеВчера группа компаний "Куда.ру" объявила о покупке сети турагентств "Магазин горящих путевок" (МГП). В результате сделки владелец обеих сетей – компания "Туральянс-холдинг" стала крупнейшим игроком рынка розничных продаж турпутевок. Выход в лидеры обошелся "Туральянсу" недорого: "Магазин", чей годовой оборот составляет $130 млн, продан всего за $5,5 млн. Но даже эту цену участники рынка называют завышенной, отмечая невысокую рентабельность турагентского бизнеса. По словам председателя совета директоров "Туральянс-холдинга" Александра Комарницкого, его компания оценила МГП в $5,5 млн. "Акционеры МГП получили $4 млн 'живыми' деньгами, остальная сумма была выплачена акциями,– сообщил Ъ председатель совета директоров сети 'Магазин горящих путевок' Андрей Озолинь.– Мы с Сергеем Агафоновым (гендиректор МГП.– Ъ) стали собственниками 1,5% акций 'Туральянс-холдинга', а также получили годичный опцион на выкуп еще 0,8% акций компании". Господин Комарницкий говорит, что Андрей Озолинь войдет в совет директоров объединенной компании, а Сергей Агафонов сохранит пост главы "Магазина". С покупкой МГП холдинг становится крупнейшим игроком на отечественном рынке розничных продаж турпутевок. "Впервые на нашем туррынке появилась компания, сосредоточившая в своих руках больше 10% розничных продаж турпутевок по России и 15-20% продаж туров в Москве,– говорит господин Комарницкий.– Суммарный оборот сетей 'Куда.ру' и МГП в 2005 году превысил $200 млн, а количество обслуженных туристов – 300 тыс. человек". Он отмечает, что бизнес двух сетей, принадлежащих теперь "Туральянсу", не пересекается: "У этих компаний разное позиционирование: 'Магазин' – брэнд, востребованный в нише недорогих путевок, 'Куда.ру' продает более дорогие туры". Членами франчайзинговой сети турагентств "Магазин горящих путевок" являются около 160 турагентств, 50 из которых расположены в Москве, а 100 – в 80 регионах России. По экспертным оценкам, оборот МГП в 2005 году составил около $130 млн. 69% акций ООО "Сеть магазинов горящих путевок" принадлежали Андрею Озолиню, 15% – Сергею Агафонову, 13% – Наталье Шубиной, и 3% владело ЗАО "ЧОП 'Баярд'". Группа компаний "Куда.ру" входит в "Туральянс-холдинг", созданный в конце 2001 года центром финансовых операций "Тантьема". В сети 135 офисов в 30 городах России. Часть из них принадлежит головному офису, однако большинство – франчайзинговые партнеры. В 2004 году годовой оборот сети "Куда.ру" оценивался в $67-68 млн. Показатели 2005 года сеть не раскрывает. В феврале этого года "Туральянс" продал 25% акций ОАО "Академ Альянс М", управляющей компании сети "Куда.ру", инвестиционному банку Deutsche UFG за рекордную для российского туристического рынка сумму – $13,5 млн. Участники рынка считают цену, заплаченную "Туральянсом" за "Магазин", завышенной. "Андрей Озолинь получил больше, чем можно было ожидать,– считает гендиректор компании 'Натали турс' Наталья Воробьева.– Не думаю, что эта цена отражает количество туристов, оборот или какие-либо другие показатели. Это просто цена договоренности между сторонами: одни очень хотели купить, а другие – продать". А по мнению гендиректора компании "Пак групп" Ильи Иткина, акционеры "Туральянса" купили "прежде всего брэнд": "Основной актив МГП – торговая марка и сложившаяся франчайзинговая сеть. Турагентства живут на комиссию, полученную от туроператоров, и рентабельность их бизнеса невысока, порядка 7-8%". Эксперты обращают внимание, что помимо "Туральянса" владельцы МГП вели активные переговоры о продаже сети с "Интуристом". Что, несомненно, помогло им реализовать свой актив с максимальной выгодой. "Мы достаточно долго вели переговоры о покупке МГП, и сделка была близка к завершению, у нас уже фактически работал гендиректор МГП Сергей Агафонов (см. Ъ от 24 марта),– признает медиадиректор ВАО 'Интурист' Юрий Щегольков.– К сожалению, в последний момент нас не устроили условия, предложенные господином Озолинем: возникли сомнения в целесообразности приобретения такой сети, как МГП, за те деньги, которые он за нее попросил". Туроператоры полагают, что покупка МГП свидетельствует о том, что "Туральянс" готовится к IPO. "Эту сделку надо расценивать как последовательное движение 'Туральянса' на IPO",– полагает Наталья Воробьева из "Натали турс". "С точки зрения общей капитализации 'Туральянса' это правильный ход, он позволяет нарастить обороты,– соглашается с ней коммерческий директор компании 'Тэз тур' Александр Буртин.– Активности со стороны международных туроператоров на российском туррынке не наблюдается, и я считаю, что IPO сейчас – самый понятный путь привлечения инвестора". Предположения участников рынка подтверждает Александр Комарницкий из "Туральянса": "Скорее мы проведем IPO в 2007 или 2008 году выше, чем пустим в свой бизнес стратегического инвестора". ТИМУР Ъ-БОРДЮГ КоммерсантЪ |