26.04.2006

Российские маркетологи начинают открыто применять вирусный маркетинг



Популярные за рубежом методы маркетинга начинают находить применение и в России. Появились первые фирмы, которые открыто занимаются так называемым «скрытым маркетингом». Пока они действуют только в интернете.

Скрытый маркетинг — он же вирусный или партизанский. В русском языке это явление имеет синоним: «распускать слухи». Если распускаются слухи о каком-то продукте или торговой марке — это и есть вирусный маркетинг. Как он организован — замечательно описал классик киберпанка Уильям Гибсон в своем романе «Распознавание образов». Девушка Магда описывает работу, за которую ей платят.

— Допустим, ты сидишь в баре, пришел отдохнуть. И тут к тебе подсаживается симпатичная девчонка. Или парень, у нас парни тоже работают. Ну, знакомится, начинает разговор. И так, между делом упоминает какую-нибудь марку одежды или фильм, который недавно вышел. Естественно, никаких попыток впарить — просто доброжелательный отзыв. И знаете, что потом происходит? Вот этого я никак не могу понять! Знаете, что происходит?

— Не знаю, — отвечает Кейс.

— Ты в ответ заявляешь — да, я тоже обожаю этот продукт! То есть банально врешь! Сначала я думала, только мужчины так поступают. Но нет, женщины тоже врут!

Кейс уже слышала о таком способе рекламы, в Нью-Йорке чего только не встретишь. Однако впервые видит человека, который лично этим занимается.

— Ну да, это называется забросить якорь, — кивает она. — Доброжелательная оценка продукта подвязывается к воспоминанию о симпатичном представителе противоположного пола. А врут они потому, что это одно из инстинктивных правил флирта. Сходство предпочтений увеличивает вероятность сексуального контакта. Вот они и поддакивают... Продукт они не покупают, зато заставляют информацию циркулировать. Используют ее, чтобы произвести впечатление на случайных знакомых в барах.

Такой способ циркулирования информации называется вирусным маркетингом. Он не обязательно должен увязываться с флиртом. Эта методика давно и успешно используется в зарубежных странах, причем с распространением интернета вирусный маркетинг стал особенно популярен.

Вполне вероятно, что в России тоже использовались некие варианты вирусного маркетинга, но сейчас эта индустрия выходит на «промышленный уровень». В интернете открылся сайт, на котором открыто приглашают на работу: «Проект "Скрытый маркетинг" приглашает вас принять участие в сетевых рекламных проектах. Вы можете зарабатывать, просто рассказывая другим, что вы думаете насчет того или иного вопроса, о том, что вам действительно интересно».

Вы выбираете темы, по которым будете выступать «экспертом» и указываете форумы, где у вас высокий авторитет. За каждый написанный пост вы получаете вознаграждение. Чем больше качественных сообщений вы разместите, тем больше сможете заработать. Вам будет необходимо отсылать отчеты о проделанной работе, которые включают в себя ники, под которыми размещалась информация, и ссылки на публикации. При достижении $50 на счету вы имеете право получить оплату выполненных работ.

Возможно, раньше скрытый маркетинг и применялся в России, но это первый случай, когда маркетологи действуют настолько открыто.

«Идея контроля и управления мнениями не нова, — комментирует Алексей Крехалев, генеральный директор “Скрытого маркетинга”. — Об этом постоянно говорили на протяжении уже нескольких лет. Похожие методы используются в политическом и коммерческом PR. Но массового инструмента не существовало. Скрытый маркетинг — это реально работающая технология, позволяющая существенно облегчить продвижение продукта или услуги».

Проект существует пока только в онлайне. «Оффлайн, как площадка, нам интересен в меньшей степени. По оффлайну у нас установлены партнерские отношения с проектом Guerilla.ru», — сказал в интервью «Вебпланете» Алексей Крехалев.

Платить людям за распространение информации — вполне законно. Как говорят организаторы проекта, по отношению к закону эта штука выглядит следующим образом: мы, мол, платим человеку за высказывание своего мнения, ну а уж если оно совпадает с нашим, то ему бонус. В итоге: никакой рекламы, человеку платят за «своё мнение». Как человек будет себя чувствовать? Это специалистов по маркетингу не должно особо волновать.

— Меня посылают в крутейшие места. Я каждый вечер ошиваюсь в шикарных клубах, причем все оплачено: вход, выпивка, еда...

Магда делает большой глоток, ставит кружку, вздыхает:

— Но это уже начинает давить на мозги. Допустим, я иду в бар. Просто так, не по работе. И ко мне кто-нибудь подсаживается, начинает говорить. И упоминает какой-нибудь продукт.

— И что?

— Ничего особенного; типа ему что-то нравится. Фильм или там модельер. И все, я замыкаюсь! — Она смотрит на Кейс. — Вы понимаете?

— Да, наверное.

— Как будто внутри что-то девальвировалось: во мне самой, в том, как я воспринимаю людей. Я уже не доверяю самому безобидному трепу...


Анатолий Ализар

WEBPLANET.RU