26.04.2006

Украина. Минздрав вылечит рекламу. Сведения о фармацевтической продукции проверят на достоверность



Вчера состоялось первое заседание межведомственной комиссии по вопросам рекламы медицинской продукции, призванной контролировать содержание рекламы лекарственных препаратов. Участники заседания согласились, что почти половина рекламы лекарственных препаратов на Украине распространяется с нарушениями. По итогам заседания было решено разработать изменения в закон "О рекламе", а также разработать механизм оперативного привлечения к ответственности нарушителей законодательства в сфере рекламы подобной продукции.

Межведомственная комиссия по вопросам рекламы медицинской продукции была создана по инициативе Министерства здравоохранения и Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Целью работы комиссии является усиление контроля за рекламой и реализацией биологически активных добавок и лекарственных препаратов. В компетенцию комиссии в числе прочего входит рассмотрение сообщений о нарушении законодательства в сфере рекламы лекарственных препаратов, лечебной косметики, медицинской техники, пищевых продуктов, диетических и биологически активных добавок.

В ходе прошедшего вчера первого заседания межведомственной комиссии по вопросам рекламы медицинской продукции (МКВРМП) ее сопредседатель, заместитель министра здравоохранения Валентин Снисарь сообщил, что почти в 40% рекламы медицинских препаратов содержатся нарушения. Такая ситуация связана с тем, что часть препаратов и рекламной продукции не проходит регистрацию и согласование в Минздраве. "Многие препараты рекламируются как единственное средство для лечения, и это приводит к самолечению и бесконтрольному потреблению препаратов людьми. Необходимо добиться прохождения рекламной продукцией согласования с министерством",– заявил господин Снисарь. Пресс-секретарь главы Минздрава Ульяна Лозан добавила, что вся реклама медицинских препаратов должна содержать информацию о противопоказаниях. По ее словам, теперь министерство совместно с Госпотребстандартом будет отслеживать подобные нарушения и направлять обращения в МВД и прокуратуру.

Впрочем, присутствовавший на заседании МКВРМП заместитель начальника департамента Государственной службы по борьбе с экономической преступностью Иван Усенко отметил, что правоохранительные органы не могут повлиять на ситуацию с нарушениями в рекламе медицинской продукции: "В законе 'О рекламе' ответственность за нарушения прописана формально. Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы товар причинил вред покупателю, а как это доказать и кто должен это доказывать не указано". По итогам заседания его участники приняли решение разработать необходимые изменения в закон "О рекламе".

Это намерение членов комиссии уже вызвало сомнения у экспертов. Исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник считает, что МКВРМП должна заниматься лишь отслеживанием и предупреждением нарушений в рекламе медицинской продукции. "Непонятно, кто будет экспертом. Работа комиссии станет эффективной, если будет оценивать лечебные свойства препаратов и согласовывать их рекламу". Господин Лазебник опасается, что, если к работе комиссии не будут привлечены представители общественности, она может стать инструментом для коррупции. В рекламных агентствах отнеслись к созданию МКВРМП спокойно, сказав о ее деятельности только "пусть контролируют".

Как сообщила Ъ Ульяна Лозан, на следующее заседание комиссии планируется пригласить руководителей СМИ, рекламных агентств, производителей фармацевтических препаратов и представителей Европейской бизнес-ассоциации для подписания меморандума о взаимной ответственности за распространение информации и рекламу лекарственных препаратов и медицинской продукции.

БОГДАН Ъ-ЛОЗОВСКИЙ

КоммерсантЪ - Украина