АвтоВАЗ разгружает дилеров от конкурентов. АвтоВАЗ полон решимости реорганизовать дилерскую сетьКак заявил вчера "Бизнесу" президент-генеральный директор компании Игорь Есиповский, подконтрольные заводу дилеры получат максимально возможные преференции перед независимыми партнерами АвтоВАЗа, но одновременно вазовским дилерам могут запретить торговать недорогими иномарками. Как заявил вчера "Бизнесу" президент-генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский, компания приступает к реструктуризации дилерской сети. "Нам не нравится, что дилер, который развивался на оборотах от Lada, не согласовывая с нами, начинает продавать автомобили, находящиеся в одной нише с нашими",- заявил Есиповский, добавив, что интересы АвтоВАЗа должны быть приоритетными для дилера компании. "Мы не возражаем, если дилер развивается, и вовсе не против мультибрэндовых партнеров. Если он хочет работать с дорогими автомобилями и внедорожниками,- пожалуйста. Но если он торгует Lada и ее иностранными (например, корейскими) конкурентами, это плохо",- отметил он. Отметим, что до сих пор АвтоВАЗ предъявлял к дилерам вполне стандартный набор требований, включавший создание отдельного для Lada шоу-рума, наличие сертифицированных сервисных площадей и резерва запчастей, необходимого для техобслуживания и гарантийных работ. Впрочем, по признанию участников рынка, даже эти требования выполняли далеко не все официальные дилеры. По данным Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, в России работают 493 дилера завода. По отчетам предприятия, АвтоВАЗ владеет контрольными (минимум 50% + 1 акция) пакетами примерно в сотне предприятий дилерской сети. Как заявлял "Бизнесу" осенью прошлого года занимавший тогда должность вицепрезидента по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию АвтоВАЗа Владимир Кучай, на долю собственных дилеров приходится более 25% российских продаж (см. номер от 7 сентября 2005 года). По словам Игоря Есиповского, собственные дилеры АвтоВАЗа получат преференции перед независимыми. "Это нормальное явление: наши дилерские центры - элемент нашей инфраструктуры",- объясняет он. Поддержка, по словам президента, можетзаключаться "как в финансовых вопросах, так и в квотах". Это особенно актуально в "горячие" периоды, к примеру весной, когда спрос на продукцию может превышать предложение. В частности, собственные дилеры завода получат серьезное преимущество, благодаря наличию на складе запаса автомобилей в различных комплектациях и разных цветов. Независимым дилерам не понравилась идея АвтоВАЗа. Особое недовольство вызывает у них желание АвтоВАЗа разнести продажу Lada и автомобилей конкурирующих марок. Что касается непрямых конкурентов, то они, как утверждает знакомый с ситуацией источник "Бизнеса", сами не хотят размещаться рядом с продукцией ВАЗа. Как отметил один из участников рынка, АвтоВАЗ "считается монополистом, он занимает более 40% рынка новых автомобилей, и не имеет права выставлять дилерам подобные требования на законных основаниях". Однако завод может подвергнуть дилеров административному давлению, просто ограничив квоты. По мнению большинства участников рынка, отказ АвтоВАЗа от мультибрэндовых дилеров неоправдан. "Соседство ВАЗа в мультибрэндовом комплексе с более сильными марками позволяет в первую очередь подтянуть работу с покупателем Lada на более высокий уровень",- говорит директор по поставкам автомобилей отечественного производства группы "Автомир" Игорь Кроливец. При этом, по словам директора проекта Auto-dealer.Ru Олега Дацкив, многие дилеры понимают, что вазовская продукция становится все менее популярной. Поэтому если их поставить перед выбором, они могут переориентироваться на торговлю иномарками. Другой источник уверен, что до воплощения намерений вазовского руководства дело может не дойти: в противном случае завод рискует столкнуться с кризисом перепроизводства. Поэтому АвтоВАЗу волей-неволей придется мириться с интересами независимых дилеров, считает он. Мультибрэндовым продавцам зарубежных автомобилей обычно удается избегать конфликта интересов. "Мы разрешаем дилерам строить многомарочные комплексы при соблюдении ряда параметров,- говорит генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов.- Если они интегрированы в одноздание, то у них должны быть разные входы, разное оформление, разные команды". Впрочем, по мнению Тараканова, новые условия АвтоВАЗа - мера оправданная и приведет к усилению дилерской сети. РОМАН ГУЛЯЕВ, Тольятти Деловая газета "Бизнес" |