Старые машины учету не поддаются. Иномарки старше десяти лет переходят на нелегальное положение
Введенный с 22 апреля экологический стандарт "Евро-2" фактически запрещает импорт иномарок в возрасте около десяти лет. Ввезти на территорию России такой автомобиль можно: таможня не будет чинить импортерам препятствий. Однако не отвечающий стандартам "Евро-2" автомобиль нельзя будет поставить на учет в ГИБДД. По оценкам экспертов, новшества коснутся до 15% импортируемых в Россию подержанных автомобилей, а на Дальнем Востоке - до 25%.
22 апреля 2006 года вступил в силу специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Как уже писал "Бизнес", этот документ должен был запретить производство для отечественного рынка и импорт в Россию автомобилей, не соответствующих экологическим нормам "Евро-2" (запрет не распространяется на экспортируемые автомобили и транспортные средства, находившиеся в эксплуатации до введения техрегламента).
При пересечении границы ограничений на ввоз подержанных иномарок вводить не станут. "При прохождении таможни все остается по-прежнему. На этом этапе подтверждение экологического класса автомобиля не требуется - в паспорте транспортного средства в графе "экологический класс" ставится прочерк",- сообщили "Бизнесу" в прессслужбе Минпромэнерго.
Тест на соответствие экологическим нормам растаможенный автомобиль пройдет при регистрации в ГАИ. Причем Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) составило для работников госавтоинспекции специальный шаблон, на основе которого и будет решаться, соответствует ли автомобиль "Евро-2" (см. таблицу).
Если в соответствии с этим шаблоном транспортное средство признано не отвечающим экологическим требованиям, а его хозяин настаивает на обратном, ему придется обратиться в специальный сертификационный орган. Этот институт должен либо подтвердить вердикт ГАИ, либо выдать сертификат, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям регламента.
Этот документ будет являться основанием для регистрации в органах ГАИ.
АналитикГК "Регион" Евгений Шаго считает эту систему лояльной. "Под санкции попадут ввозимые автомобили, возраст которых приближается к десяти годам,- это металлолом. Возраст основной массы ввозимых в Россию иномарок - от трех до семи лет, и они все соответствуют "Евро-2"",- говорит Шаго.
С ним не соглашается аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. "Проблемы возникнут примерно у 15% ввозимых в Россию подержанных иномарок",- считает он. По словам аналитика, японские автомобили старше семи лет составляют четверть частного автопарка на Дальнем Востоке.
"Эта категория автомобилей остается наиболее дешевой.
Высокие таможенные пошлины на старые автомобили компенсируются смешными ценами, сравнимыми с ценой металлолома, по которым они продаются у себя на родине",- говорит Кочетков. Аналитик подчеркивает высокую "взяткоемкость" проекта. "Вокруг сертификационного органа обязательно возникнут структуры, которые будут за приемлемую плату оформлять эти автомобили",- говорит Кочетков.
Представитель компании, торгующей аукционными автомобилями, пожелавший остаться неизвестным, сетует, что главным пострадавшим в этой истории может оказаться потребитель. "Если бы соответствие "Евро-2" проверяли на таможне, это бы отсекало недобросовестных торговцев.
А так проблемы возникнут у покупателя",-говорит он.
АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ
Деловая газета "Бизнес"