Телевизоры вместо KIA. Калининградский «Автотор» будет собирать электронику под брэндом TCL
Производитель и дилер автомобилей "Автотор" решил воспользоваться всеми возможностями калининградской ОЭЗ. Как стало известно "Бизнесу", "Автотор" решил наладить на своем заводе сборочное производство телевизоров китайской TCL. Участники рынка объясняют решение компании желанием диверсифицировать бизнес после ухода крупнейшего заказчика - корейской KIA.
О том, что "Автотор" начинает проект по сборочному производству электроники, "Бизнесу" рассказал топ-менеджер одного из калининградских заводов, производящих электронику. По его словам, проект - "дело решенное", на заводе "Автотора" установлены сборочные линии. О проекте знает и высокопоставленный источник в областной администрации.
Сразу два источника в руководстве "Автотора" также подтвердили наличие у компании проекта по производству телевизоров. По словам одного из собеседников "Бизнеса", первые переговоры с потенциальными партнерами-производителями телевизоров начались во второй половине прошлого года. Объем производства на "Автоторе" не раскрывают.
"Сейчас мы произвели пробную партию телевизоров для одной зарубежной компании, думаем о стратегическом партнерстве",- говорит один из источников. От официальных комментариев на "Автоторе" отказались.
Менеджеры "Автотора" не раскрывают своего партнера, однако большинство опрошенных "Бизнесом" участников рынка уверены, что речь идет о китайской компании TCL. Сейчас телевизоры TCL собираются в России на заводах "Элакс" и "Квант", входящих в концерн Sitronics, но небольшими объемами. По словам руководителя направления "аудио-, видеотехника" Sitronics Александра Завозина, в прошлом году на заводах концерна было собрано около 100 тыс. телевизоров TCL, план на 2006 год - 150 тыс. телевизоров. "Я ничего не слышал о проекте TCL в Калининграде, однако могу сказать, что сборка на других заводах не противоречит нашим договоренностям",- говорит Завозин.
Выбор брэнда для контрактного производства "Автотора" выглядит очевидным: помимо электроники TCL производит и автокомпоненты, которые поставляются на "Автотор". Аналитика ГК "Регион" Евгения Шаго не удивляет желание "Автотора" диверсифицировать бизнес. "Компания недавно потеряла крупнейшего заказчика - корейскую KIA, которая перенесла сборку своих автомобилей на "ИЖ-авто", а будущее остальных проектов "Автотора" неочевидно: ни BMW, ни Hummer, ни Cadillac много не продашь",- рассуждает Шаго. К тому же, добавляет аналитик, после разрыва с KIA у "Автотора" образовалось много свободных производственных помещений, которые можно задействовать под телевизоры.
Логичным считает новый проект "Автотора" и управляющий директор AG Capital Александр Агибалов: "Если есть ОЭЗ и у компании есть льготы по налогам и таможне, ими надо пользоваться. В конце концов, между прикручиванием колес к BMW и корпуса- к телевизору принципиальной разницы нет",- философски отмечает Агибалов. А сотрудник калининградской администрации отмечает, что это не первый непрофильный проект "Автотора": в 2004 году компания объявляла о строительстве завода по производству крахмала.
А вот производители телевизоров отнеслись к проекту "Автотора" скептически. "Больших сложностей в сборочном производстве нет, но они выбрали не лучший момент для выхода на рынок - в этом году рынок кинескопных телевизоров переживает первый серьезный спад за последние годы, который должен составить около 30%, из-за роста продаж LCD",- предупреждает гендиректор ТПК "Бытовая электроника "Сокол"" Дмитрий Тиманов.
ПЕТР МИРОНЕНКО
Деловая газета "Бизнес"