11.05.2006

Судьба «дюймовочек». В Питере кинематографисты выясняли, почему успех фильма определяет лишь реклама



14-й фестиваль «Виват кино России», завершившийся на днях в Санкт-Петербурге, был посвящен 110-летию кинематографа и 110-летию первого российского киносеанса. 4 мая 1896 года в санкт-петербургском театре «Аквариум» взорам изумленной публики было представлено новое чудо – кино. С этого дня, собственно, и началась история отечественного кинопроката. Правда, к сожалению, на данный момент ситуация с прокатом большинства российских фильмов достаточно плачевна. Эта тема стала едва ли не главной, обсуждаемой на фестивале.

В конкурсной программе принимали участие 32 картины. Некоторые из этих фильмов были в широком прокате («9 рота», «Охота на пиранью», «Жесть»), некоторые прошли тихо и незаметно в одном-двух кинотеатрах («КостяНика. Время лета», «Собака Павлова»). А были и такие, которым прокат даже и не снился («Удаленный доступ», «Мелюзга», «Мифы моего детства»). Поэтому фестиваль для них – единственная возможность быть показанными на большом экране в присутствии зрителей. Тем более что по традиции все фестивальные сеансы бесплатные и есть шанс, что зрители хотя бы поэтому соблазнятся походом в кино. А там, глядишь, им и понравится.

Проблемам несчастных «беспрокатных» фильмов был посвящен «круглый стол», носивший название «Экранная судьба «не-блокбастеров». Судьба эта незавидна. Ибо сейчас, в век глобальной рекламы, о существовании картин, которые не рекламируют по телевидению круглые сутки, зрители порой даже и не подозревают. Подобная участь постигла картину режиссера-дебютанта Дмитрия Федорова «КостяНика. Время лета». Трогательный фильм о первой любви, рассчитанный на подростковую аудиторию, незаметно прошел в нескольких столичных кинотеатрах. «Картина не обязана быть блокбастером, не обязана быть каким-то остросюжетным боевиком, не обязательно тратить миллионы долларов на производство, – горячился Федоров. – Но обязательно тратить миллионы на ее рекламу. Тогда она будет собирать кассу, вернет деньги и даже принесет прибыль. Все более-менее сильные представители проката заинтересованы в достаточно большом рекламном бюджете. Интересно вести разговор от 400 тысяч долларов рекламного бюджета. Государство – и низкий ему за это поклон – дает деньги на производство картин, которые оно считает необходимым. Например, картин для подрастающего поколения, с такими высокими словами о добром, вечном, но получается, что дальше его вообще не интересует судьба картины – будет ли она показана, увидит ли ее кто-то. Будет отчет – для детей картина снята. Но дети же не видят эти картины, они ничего о них не знают».

Существует опасность, что дети в большинстве своем так ничего и не узнают о картине «Дюймовочка», которую сейчас снимает мастер детского кинематографа, режиссер Леонид Нечаев. Если только по телевидению не будет крутиться зазывный ролик с таким, к примеру, слоганом: «Новый детский кинохит от создателя «Приключений Буратино» и «Красной шапочки».


Героям фильма «КостяНика. Время лета» трудно, но еще труднее режиссерам и продюсерам донести своих героев до массового зрителя.

Удивительно, что сами производители мало заинтересованы (по крайней мере, так кажется со стороны) в успешной прокатной судьбе своих картин. Опять же показателен пример с фильмом «КостяНика. Время лета». В картине звучит новая песня Найка Борзова. Музыкант, который приятельствует с режиссером, посмотрел фильм, он ему понравился, и Борзов предложил снять клип с дальнейшей раскруткой на MTV. Но когда Дмитрий Федоров пришел с таким предложением к представителям кинокомпании, те встретили эту идею без всякого энтузиазма.

Впрочем, несмотря на серьезность обсуждаемых на фестивале вопросов, итоги конкурса подводило отнюдь не убеленное сединами профессиональное жюри. Все награды распределялись по итогам зрительского голосования. Зрители дважды проголосовали за фильм «Не хлебом единым» (лучшая актриса – Светлана Ходченкова, лучшая режиссура – Станислав Говорухин). Этот же фильм получил и приз прессы. Актер Сергей Баталов, сыгравший в фильме «Коля – перекати поле» одну из ролей (правда, отнюдь не главную), получил приз за лучшую мужскую роль. Ну а Гран-при, что, в общем-то, совсем неудивительно, досталось «9 роте». Ибо из всех представленных в конкурсной программе фильмов этот оказался самым раскрученным, а его рекламная кампания самой запоминающейся.

АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА, Санкт-Петербург – Москва

Новые Известия