11.05.2006

Зачем нужны календари



После того как Google выпустил свою версию онлайнового календаря-ежедневника, опять возникает вопрос: зачем это вообще может быть нужно? Как это может стать бизнесом? Примерно такие же вопросы возникали с картами, выпущенными Google, теперь на их базе существует несколько сервисов, позволяющих компании получать деньги, хоть и небольшие. С календарями же все менее ясно. Первая мысль, что и туда будут ставить контекстную рекламу (как, например, в почту), но контент, по которому можно будет определять контекст, не очень-то ясен. Можно выдумывать более хитрые схемы, которые предусматривают интеграцию прочих сервисов от Google. Например, под запись "встреча в 14.00 с тем-то и там-то" предлагать на выбор рестораны, находящиеся поблизости от пресловутого "там-то", а деньги брать с рестораторов. Схема красивая и вполне в стиле Google, но не слишком денежная и сложно реализуемая в смысле анализа вольных текстов и сопоставления их с разными базами.
Так что даже в случае с обилием сервисов у такого гиганта, как Google, бизнес-модель с календарями не просматривается. Что уж говорить про аналогичные сервисы, созданные парой программистов на досуге в надежде продаться кому-то из гигантов. При этом вера в бизнес-процессы не позволяет допустить мысли, что календари создавали просто "чтоб были", то есть для увеличения лояльности пользователей, да еще Google, который основные деньги зарабатывает на контекстной и поисковой рекламе.
Посему предположим пару других вариантов применения этого добра. Первый заключается в том, что календарик - вещь технически довольно простая и может стать одним из офисных веб-приложений, которые в какой-то момент сложатся в единую систему а-ля офисный пакет. Текстовый редактор у Google уже есть (купленный не так давно writely.com), почта тоже есть, вот и ежедневник появился. Еще имеется десктоп-приложение для работы с фотографиями в виде Picasa. Надо думать, что и веб-аналог подобной программы появится в относительно скором будущем или будет куплен уже готовый проект (благо, таковые есть). Все это укладывается одновременно и в модный тренд веб-приложений, и в идею диверсификации доходов Google. Единственное, чего такой подход не объясняет, что делать со своими календарями всем прочим компаниям, которые их уже создали, а мощи Google у них нет? Вариант продажи календарика какому-нибудь MSN или Yahoo! в этом случае исключен, по крайней мере, для части проектов. Сервисов таких много, а гигантов гораздо меньше, и не факт, что они захотят купить, а не сделать подобный продукт самостоятельно.
Побочные проблемы появляются из-за декларируемых принципов стартапов а-ля web 2.0 о том, что обычная реклама суть вещь нехорошая и зарабатывать можно на сервисах как таковых. Только в случае с календарями такая модель не выдерживает испытаний жизнью. Максимум, чего могут добиться владельцы этих проектов без размещения обычной рекламы, это вставить формы поиска того же Google и получать деньги от перенаправления пользователей в поиск. Таким образом, некоторые проекты вполне себе существуют, но вот насколько это будет интересно поисковикам, когда они сами начнут делать сервисы, конкурирующие с нынешними стартапами,- большой вопрос. Так что декларации декларациями, но конвертирование пользователей в рекламный трафик остается сейчас главной бизнес-моделью для сайтов всех сортов: хоть 1.0, хоть 2.0. И рано или поздно о декларациях забудут, потому что придет время зарабатывать деньги, чтобы меньше зависеть от крупных игроков на рынке. Ну, или закрыть проект, зафиксировав альтруистические убытки. Тоже ведь вариант.

АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Деловая газета "Бизнес"