Рапсовое топливо. Производители растительного масла осваивают топливный рынокВ настоящее время топливо на основе масла широко не используется, однако ему пророчат большие перспективы. Правда, не в России – у нас распространению такого топлива пока мешает отсутствие законодательной базы. Ростовский агропромышленный холдинг «Юг Руси», который владеет одним из крупнейших заводов по производству растительного масла в Европе (марка «Золотая семечка»), принял решение о диверсификации бизнеса. Компания намерена построить завод по производству биотоплива в одной из европейских стран. «Сейчас мы продаем в Европу сырое растительное масло, но надо двигаться дальше, – заявил президент «Юга Руси» Сергей Кислов. – Поэтому через некоторое время мы планируем построить в Европе завод по его переработке и производству биологического дизельного топлива». В агрохолдинг «Юг Руси» (штаб-квартира в Ростове-на-Дону) входят один из крупнейших в Европе маслоэкстракционных заводов (марка «Золотая семечка» ), портовый терминал, элеваторы, мельницы, комбикормовый завод, разветвленная торговая сеть, а также более 20 сельхозпредприятий Ростовской и Волгоградской областей и Краснодарского края с 200 тыс. га пашни. По словам Кислова, уже рассмотрено несколько проектов в Германии и Словении, а в данный момент специалисты изучают возможности строительства завода во Франции. Объем инвестиций и мощность производства будет определена исходя из потребностей рынка. «Сначала это будет сумма, необходимая для строительства одного завода мощностью 100 тыс. т биодизельного топлива в год, – сказал Кислов. – По оценкам, такой завод может стоить от 12 до 20 млн евро». Главным в проекте, по словам Кислова, является то, что сырье для производства топлива является возобновляемым ресурсом. Как рассказали «Газете.Ru» в компании «Юг Руси», планируется постройка завода, ориентированного именно на выпуск топлива на основе рапсового масла, а не на биоэтанол (наиболее распространенный сейчас вид биотоплива). Выбор Европы как площадки для будущего производства обусловлен сложившимся в ЕС рынком сбыта. «В России пока нет законодательства, регламентирующего биотопливную политику, – говорят в пресс-службе «Юга Руси». – А в Евросоюзе действует закон, согласно которому доля биотоплива в минеральном топливе должна составлять не менее 2,75%. Таким образом, потребитель в Европе уже есть». Кроме того, по словам собеседника «Газеты.Ru», в ближайшие годы требования к топливу в Европе повысятся, и необходимый процент биотоплива составит 5,75%. Также в компании отметили, что строительство аналогичного производства в России в ближайшей перспективе не рассматривается, хотя это и не значит, что таких планов не будет в дальнейшем. Эксперты отрасли согласны с тем, что в России, в отличие от Европы, пока невыгодно заниматься производством биотоплива. «Все диктуется экономической целесообразностью, – объяснил «Газете.Ru» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – В России достаточно дешевая добыча нефти, и выращивать рапс исключительно для топливных нужд было бы нерентабельно. С другой стороны, в странах Европы запасов своей нефти нет, и им приходится пользоваться топливом на основе масла. Все диктует его величество доллар». Тем не менее, в России также обсуждаются возможности перехода к использованию рапсового масла. Как рассказала руководитель проектов по восстанавливаемым источникам энергии «Гринпис Россия» Вера Писарева, в настоящее время на обсуждение вынесен вопрос перевода на биодизельное топливо муниципальной и сельскохозяйственной техники в южных регионах России. «Рапсовое масло считается наиболее подходящим для моторного топлива, – говорит Писарева. – Кроме того, это один из самых чистых и экономически доступных видов альтернативного моторного топлива». Впрочем, по оценке аналитиков, на данный момент биодизельное топливо не намного дешевле обычного дизтоплива. «Для использования топлива на основе растительного масла есть два пути, – рассказывает начальник аналитического управления ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. – Можно доводить масло до кондиции топлива (этерификация), а можно модернизировать дизельный двигатель так, чтобы он мог работать на чистом масле, однако в этом случае возникает проблема нагара». По словам Шеина, сейчас этерификация выгоднее, так как модернизация двигателей – очень трудоемкий и долгий процесс. «Однако этерификация поднимает цену на биодизельное топливо, – говорит Шеин. – В перспективе, если будут масштабно модернизироваться двигатели и будет решена проблема нагара, это позволит перейти на использование практически необработанного масла, что сделает биодизельное топливо гораздо дешевле». По оценке эксперта, через 15–20 лет доля биодизельного топлива на основе растительного масла в мире достигнет 4%. Алексей Топалов Газета.RU |