Генеральные моторы. "Рособоронэкспорт" забирает под себя производство авиадвигателейКак стало известно Ъ, под эгидой ФГУП "Рособоронэкспорт" может появиться еще один госхолдинг. Корпорация "Оборонпром", дочерняя структура "Рособоронэкспорта", направила в военно-промышленную комиссию при правительстве проект создания холдинга, который объединит производителей двигателей для боевых самолетов и вертолетов. Общая стоимость их контрактов составляет $3 млрд и может вырасти более чем вдвое. Этот проект, однако, расходится с концепцией реформы авиационного двигателестроения, предложенной Роспромом.О намерении создать "дочернюю компанию по авиационным двигателям" заявил на авиасалоне ILA 2006 в Берлине гендиректор "Оборонпрома" Денис Мантуров. Официальный представитель корпорации Илья Якушев подтвердил Ъ, что проект создания госхолдинга под управлением "Оборонпрома" находится на рассмотрении правительства РФ. Источники Ъ в правительстве в свою очередь сообщили, что проект в апреле был направлен в военно-промышленную комиссию, возглавляемую министром обороны РФ Сергеем Ивановым. "Оборонпром" предлагает включить в двигателестроительный холдинг ОАО "Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева" (корпорации МиГ принадлежит 50% плюс одна акция), ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие 'Салют'", ФГУП "Завод имени Климова" (Санкт-Петербург) и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (хотя ОАО является частным, "золотая" акция принадлежит правительству Башкирии). Все эти предприятия в настоящее время выполняют заключенные "Рособоронэкспортом" экспортные военно-технические контракты на сумму около $3 млрд. "Рособоронэкспорт" сейчас участвует еще в ряде тендеров на поставку истребителей с двигателями всех четырех предприятий, а также на поставку отдельных двигателей. В случае победы в них общая сумма контрактов двигателестроительных предприятий вырастет до $7 млрд. Функцию управляющей компании двигателестроительного холдинга будет выполнять "Оборонпром". Это дочернее предприятие "Рособоронэкспорта" уже сумело объединить всех российских вертолетостроителей. Новый проект "Оборонпрома" по консолидации производителей авиационных двигателей вполне укладывается в стратегию "Рособоронэкспорта" по консолидации под своим управлением госпакетов акций оборонных предприятий и преобразованию себя из ФГУПа в госкорпорацию. Заводы имени Климова и имени Чернышева совместно изготавливает двигатели для истребителей семейства МиГ-29. С 2009 года они же должны начать производство двигателей для вертолетов семейств "Ми" и "Ка". Завод "Салют" и Уфимское объединение серийно производят двигатели для истребителей Су-27 и Су-30. Уфимское объединение участвует также в двух контрактах по организации лицензионной сборки двигателей в Индии (см. таблицу). Очевидно, выбор "Оборонпромом" предприятий, которые войдут в холдинг, определялся в первую очередь именно фактором выполнения ими крупных экспортных контрактов, заключенных "Рособоронэкспортом". Однако этот проект идет вразрез с предложенной ранее концепцией реструктуризации авиационного двигателестроения, предложенной Роспромом. В феврале глава Роспрома Борис Алешин обещал, что до конца 2006 года будет разработан системный план укрупнения двигателестроительной отрасли, рассматривается вопрос о слиянии предприятий в один или два промышленных конгломерата. В ноябре 2005 года заместитель главы Роспрома Станислав Пугинский рассказывал Ъ, что межведомственная комиссия Минпромэнерго приняла предварительное решение об интеграции заводов, выпускающих двигатели для компании "Сухой"; холдинг могут создать НПО "Сатурн" (Рыбинск) и Уфимское объединение, которые традиционно работают в кооперации. Вторую структуру планировалось строить на базе завода "Салют". Господин Алешин заявил Ъ, что он не знает о предложении "Оборонпрома", а его ведомство по-прежнему занимается разработкой стратегии реформирования моторостроителей. "'Оборонпром' может стать одним из акционеров будущего холдинга", предположил он. Однако в какие сроки стратегия Роспрома будет готова и внесена в правительство, не стали комментировать ни в Роспроме, ни в Минпромэнерго. Рассказывать, кого и как Роспром планирует соединять, господин Алешин отказался. У двигателестроителей взгляды на перспективы укрупнения отрасли расходятся. "Я не знаком с проектом 'Оборонпрома', но мы заинтересованы в тесном с ним сотрудничестве, сообщил Ъ генеральный директор завода имени Климова Александр Ватагин. Кооперация по объединению разработчиков и производителей вертолетных и самолетных двигателей логична: она будет обслуживать всю фронтовую авиацию: истребители 'МиГ', 'Су' и вертолеты". В корпорации МиГ Ъ сообщили: "Завод Чернышева и завод Климова находятся под управлением нашей корпорации, никаких распоряжений о передаче документов другим организациям или компаниям пока не поступало". Генеральный директор "Салюта" Юрий Елисеев также сказал, что "ничего не слышал про инициативу 'Оборонпрома'". Ранее господин Елисеев заявлял Ъ: "Единая компания невозможна и крайне вредна для России, потому что 'самолетчик' должен иметь возможность выбирать хотя бы между двумя двигателями". В свою очередь источники Ъ в авиапроме сообщили, что не далее как в середине прошлой недели на берлинском авиасалоне господин Ватагин убеждал господина Елисеева согласиться с предложениями "Оборонпрома". Руководители завода Чернышева и уфимского завода были недоступны для комментариев.
КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||