25.05.2006

АвтоВАЗ даст дилерам по пять лет



АвтоВАЗ может изменить форму отношений со своими дилерами и перейти от однолетних договоров к более долгосрочным пятилетним. Участники рынка полагают, что появление этой информации означает появление в ближайшем будущем новых "правил игры" между АвтоВАЗом и его партнерами, а аналитики считают, что это может быть выгодно дилерам, но для производителя возможны не только позитивные, но и негативные последствия этого решения.
Как сообщает Ladaonline, АвтоВАЗ сейчас прорабатывает новые формы дилерских соглашений. В частности, они предусматривают долгосрочные договоры с дилерами сроком до пяти лет. Как рассказал "Бизнесу" один из дилеров АвтоВАЗа, сейчас стандартный договор с независимой компанией заключается на один год и продлевается по итогам специальной ежегодной проверки. В то же время большинство иностранных компаний, в том числе конкуренты АвтоВАЗа, формально заключают бессрочный договор, однако требуют от дилеров ежегодную отчетность и по ее итогам аттестуют дилеров - фактически это является тем же подтверждением дилерского договора.
Знакомый с ситуацией источник "Бизнеса" подтвердил, что подготовка к заключению пятилетних дилерских контрактов действительно ведется, однако неясно, в какие сроки это будет реализовано. На АвтоВАЗе подтвердили, что идет выработка новых подходов работы с сетью официальных дилеров "для повышения ее эффективности и недопущения схем, предполагающих работу с "серыми" дилерами". В то же время представитель предприятия отметил, что конкретные шаги пока еще находятся в стадии проработки.
По мнению специалистов, принимающих участие в подготовке данных документов, нововведение позволит не только более грамотно планировать развитие дилерской сети, но и существенно сэкономить средства, которые ежегодно тратятся в период перезаключения договоров, пишет Ladaonline. Директор проекта Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив считает, что это может быть выгодно дилерам: производитель таким способом даст им понять, что он дорожит инвестициями своих партнеров. "С другой стороны, для АвтоВАЗа это может быть не лучшим решением. У отечественного автопроизводителяне самая качественная дилерская сеть, и пятилетний контракт позволит некоторым дилерам не развивать свой бизнес, как того требует АвтоВАЗ",- добавляет аналитик.
Ранее президент-генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский в интервью "Бизнесу" отмечал, что компания намерена серьезно пересмотреть отношения со своими дилерами, в частности, она выступает против того, чтобы партнеры торговали также недорогими иномарками, являющимися прямыми конкурентами Lada. Кроме того, Есиповский официально заявил о приоритете для собственных дилеров АвтоВАЗа (где завод владеет контрольным пакетом) перед независимыми. "Новое руководство завода до того не работало в автобизнесе и сейчас пытается понять, как лучше действовать. Подобные заявления, вероятно, появляются для того, чтобы понять реакцию партнеров и автомобильного рынка",- полагает Дацкив.
Знакомый с ситуацией источник обратил внимание на то, что информация о новых формах дилерских контрактов появилась незадолго до намеченного на 27 мая собрания акционеров АвтоВАЗа. "Кроме того, традиционная проверка московских дилеров в очередной раз была перенесена - теперь на 29 мая, то есть сразу после собрания",- добавил источник.
По его мнению, это означает, что в ближайшем будущем "может быть принято важное решение", которое повлияет на дальнейшие взаимоотношения дилеров и АвтоВАЗа.

РОМАН ГУЛЯЕВ

Деловая газета "Бизнес"