РЖД вытянули счастливый e-ticket. РЖД представили технологию продажи билетов через интернет
Аналитики считают, что реальную экономию от электронных продаж железным дорогам получить будет сложно из-за того, что услуга не станет массовой, но проект окажется удачным с имиджевой точки зрения.
РЖД представили технологию продажи электронных билетов (e-ticket), предложенную компанией "Универсальная финансовая система" (УФС).
Сегодня оформить e-ticket можно только на поезда, курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, но с января 2007 года эта технология распространится на всю сеть железных дорог. Технология базируется на интеграции сайта УФС с АСУ "Экспресс-3".
Любой пользователь интернета может выбрать маршрут, поезд, вагон, место и, оплатив билет банковской картой, распечатать e-ticket. Перед отходом поезда пассажир может обменять эту распечатку на обычный железнодорожный билет в специальных кассах.
Технология e-ticket активно используется авиакомпаниями, особенно low-cost перевозчиками, продающими таким образом все билеты. Согласно требованиям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2007 году все европейские перевозки должны осуществляться по e-ticket.
Однако в России, несмотря на готовность авиакомпаний, этот процесс тормозится. Согласно законодательству, электронный билет в любом случае должен быть обеспечен бумажным документом. Таким образом, отечественным пассажирам распечатку с сайта бронирования приходится обменивать в аэропорту на настоящий билет.
Как заявил "Бизнесу" вице-президент РЖД Михаил Акулов, инвестиции в проект на нынешнем этапе были незначительными. РЖД пришлось лишь оборудовать две специальных кассы УФС на Ленинградском и Московском вокзалах и открыть доступ к системе бронирования.
По мнению аналитиков, при незначительных затратах РЖД удалось запустить перспективный проект. Зачастую бюджетные железнодорожные перевозки выбирают молодые люди, наиболее активные пользователи интернета. "У этого проекта большая потенциальная аудитория, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках",- считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
В то же время поначалу реальная экономия РЖДблагодаря интернет-продажам будет минимальной. "Нужно продавать через интернет не меньше миллиона билетов в год, чтобы заметить финансовую отдачу.
А для этого недостаточно Москвы и Питера",- говорит Кочетков. При этом он считает проект удачным с точки зрения имиджа перевозчика.
"Как минимум, компания продемонстрирует, что использует современные технологии",- считает Кочетков.
Традиционные агентства по продаже билетов новая услуга РЖД не пугает. По словам управляющего проекта "Билет" Андрея Козлова, пока никакой угрозы для розницы она не представляет. Во всяком случае, возможность покупки авиабилетов в интернете не отразилась на спросе в розничных агентствах. "Процесс подбора варианта перевозки бывает сложным. Есть и всегда будут люди, которым проще зайти в кассу и попросить подобрать подходящий билет",- говорит Козлов.
АННА БАЖИНА
Ведомости