09.06.2006

President получает тверскую прописку



Как стало известно Ъ, французский молочный гигант Lactalis, известный торговой маркой President, приобретает три молочных завода у российской группы компаний "Ратмир". Таким образом, Lactalis, который до сих пор был представлен на российском рынке сырами и сливочным маслом, начнет производство здесь всего спектра молочной продукции. По мнению экспертов, аналогичных действий в ближайшее время стоит ожидать от Nestle и Danone.

Информацию о покупке Lactalis трех заводов у компании "Ратмир" (Тверская область) Ъ подтвердил один из совладельцев "Ратмира" Дмитрий Лебедев. "Сделка будет закрыта только на следующей неделе, до этого момента никаких подробностей мы сообщать не будем",– заявил он. Вчера в российском представительстве Lactalis от комментариев воздержались. Но как сообщил Ъ источник в компании, французская группа приобретает у "Ратмира" три предприятия по производству всего спектра молочной продукции – ОАО "Старицкий сыр", ОАО "Весьегонский маслосырзавод", а также ОАО "Тверьмолоко". Общий объем производства этих заводов составляет 110 тыс. тонн в год. Ориентировочная сумма сделки составила $16-20 млн.

Концерн Lactalis International основан в 1933 году. Владеет 97 молочными заводами. В него входят 8 независимых подразделений во Франции и 14 – за рубежом. Молочные заводы Lactalis перерабатывают более 8 млрд литров молока в год. Общий объем продаж группы составляет €6,5 млрд. В России концерн представлен филиалом ЗАО "Lactalis Восток" и заводом по производству плавленых сыров под маркой President в Истре мощностью 6 тыс. тонн сыров в год. Оборот концерна в России в 2005 году составил более €42 млн. По мнению экспертов, сделка по покупке производственных мощностей по выпуску всего спектра молочной продукции означает полномасштабный выход французского гиганта на российский молочный рынок и как следствие – усиление конкуренции на нем. "До сих пор Lactalis в России был активным игроком в одном сегменте молочного рынка – сырах, а сделка с 'Ратмиром' означает выход одного из крупнейших мировых производителей и во все остальные сегменты молочного рынка",– говорит исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. "Это однозначно усилит их присутствие, особенно в Московском регионе, что неминуемо приведет к ужесточению конкуренции на рынке,– соглашается с ним глава московского сыроваренного завода 'Карат' Владимир Корсун.– Lactalis – компания очень серьезная, по продажам во Франции она обгоняет даже Danone".

Емкость российского рынка молочных продуктов, по оценке компании CVS Consultihg, составляет $21,2 млрд. Рынок Московского региона в стоимостном выражении составляет 25% от этой суммы. По данным компании ACNielsen, в 2005 году лидерами по объему розничных продаж молочной продукции (не включая сливочное масло) в Москве являлись "Вимм-Билль-Данн", Danone и Очаковский молочный завод. Совокупная доля перечисленных компаний за упомянутый период составила 68% физического объема розничных продаж в Москве.

Аналитики рынка полагают, что вслед за Lactalis следует ожидать активизации действий на рынке и других мировых лидеров и дальнейшей консолидации молочной отрасли. "Понятно, что приобретением не самого крупного производителя Центрального региона Lactalis вряд ли ограничится, поэтому стоит ожидать аналогичных действий и от других мировых конкурентов – компании Nestle, которая в молоке практически никак не представлена, и Danone, позиции которого наиболее сильны пока только в десертной группе",– считает аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов.

Вчера крупнейшие участники рынка "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк", Danone отказались комментировать действия конкурента. Владимир Лабинов отметил, что приобретения Lactalis повышают экспортный потенциал российской молочной отрасли в целом: "Транснациональным компаниям, имеющим обширную сеть дистрибуции во всем мире, гораздо проще выводить продукцию из России на Запад, а кроме того, у них не возникнет проблем с сертификацией российской продукции на внешнем рынке".

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА

КоммерсантЪ