13.06.2006

Аниме на фестивале в Аннеси



Будто следуя общеевропейской моде на все японское, организаторы анимационного фестиваля в Аннеси буквально напичкали программу столь любимым публикой аниме. По представленности "полного метра" на фестивале с Японией может конкурировать только страна-хозяйка – Франция. Помимо двух фильмов, претендующих на приз, гостям фестиваля демонстрируют еще несколько выдающихся японских мультфильмов вне конкурса. Из Аннеси – МАРИЯ Ъ-ТЕРЕЩЕНКО.

В отличие от публики, западные аниматоры и критики относятся к аниме неоднозначно. Создавая в 60-е свою мультипликацию, японцы экономили на всем и в первую очередь на изображении движения, которое их коллеги с Запада считают самой сущностью анимации. Пока европейцы делали двух- трехминутные этюды по одушевлению какого-нибудь листочка бумаги, придумывая ему индивидуальность и характер, японцы выдавали на-гора сотни метров своего экономичного кино, где не то что бумага, даже люди никакого характера не имели.

В большей части аниме мультипликат, то самое одушевление, по-прежнему примитивен до невозможности, однако отсутствие "актерского мастерства" у своих рисованных героев японские режиссеры компенсируют другими художественными достижениями. И фильмы в Аннеси наглядно это демонстрируют. Ведь что ни говори, а конкурсный "Сон в летнюю ночь" (режиссер Цутому Мидзусима) стоит посмотреть. Хотя бы ради изысканной истории, которая к Шекспиру отношения не имеет. Скорее похоже на "Десять негритят": в странном доме собираются гости, созванные туда невидимым хозяином на таинственный аукцион. Разумеется, люди начинают пропадать, а роли детективов достаются оказавшейся в числе приглашенных волшебнице и ее двум слугам. Мистическая разгадка по-хорошему непредсказуема, а финал фильма пронзителен, трогателен и красив, как красиво и все происходящее на экране: интерьеры заколдованного дома, главные герои и даже злобные духи, на них нападающие.

У второго конкурсного японца значительно меньше достоинств. "Начало – духи прошлого" (режиссер Кейдзи Судзияма) – фантастическая история, сделанная в духе Миядзаки. Тут автор изобразил будущее погибающей Земли. Если и есть в фильме что-то примечательное – так это мощная компьютерная графика, напоминающая то классику японского аниме, то фантастические фильмы вроде той же "Последней фантазии". Особенно впечатляют первые кадры, рассказывающие о космического масштаба катастрофе, предшествовавшей событиям фильма. Кстати, аниме самого Миядзаки тоже на фестивале представлены – организаторы ретроспективно показывают "Наусику из долины ветров" и "Ведьмину службу доставки". Помимо такого вполне типичного кино можно увидеть на фестивале и совсем другого рода анимационные японские фильмы. В субботу пройдет европейская авантпремьера "Нагасаки 1945" – ленты Седзи Арихары о бомбежке Нагасаки. В дополнение показали старую ленту на ту же тему. "Ген из Хиросимы" (режиссер Мори Масаки) заслуживает звания самого страшного в мире мультфильма. Нужно обладать пресловутой японской жестокостью, чтобы так зловеще красиво изображать и сам взрыв, и его последствия, заполняя экран то картинами разрушения, то неестественного цвета мертвыми телами. На этом страшном фоне разворачивается история мальчика Гена и его семьи. "Ген из Хиросимы" – фильм странный, непривычный для европейского глаза. Впрочем, как любое аниме. В этой странности отчасти и кроется его привлекательность. Ведь даже отсутствие хорошего мультипликата теперь уже выглядит художественным приемом, ведь сегодняшние японские проекты вряд ли можно назвать экономичными.









КоммерсантЪ