20.06.2006

Опошленный Focus. Российские таможенные органы отказались выпускать с всеволожского завода Ford автомобили без полной уплаты пошлин



В концерне ссылаются на введение таможней новых правил, а таможенники считают, что не получили доказательств локализации производства. Эксперты полагают, что власти устроили Ford "показательную порку", желая продемонстрировать, что намерены жестко контролировать исполнение всех предварительных условий иностранными автоконцернами, работающими в России.
Вчера Ford объявил, что начал платить пошлину за произведенные на заводе во Всеволожске автомобили Focus. Как рассказали в Ford, причиной задержки выпуска готовых автомобилей с территории завода стало то, что с конца мая таможня предъявляет новые требования по оформлению готовой продукции, значительно отличающиеся применявшихся на протяжении последних четырех лет работы завода в режиме свободного таможенного склада. "Чтобы не увеличивать время ожидания автомобиля для клиентов, компания решила взять на себя финансовые риски и платить таможенные пошлины на готовую продукцию в расчете вернуть их в рамках действующего законодательства",- сказала PR-менеджер Ford Екатерина Кулиненко.
В пресс-службе Северо-западного таможенного управления (СЗТУ) отметили, что, согласно правительственному постановлению №413 1998 года, до 16 июня завод Ford работал по льготному режиму: он был освобожден от уплаты таможенных платежей, уплачивая только НДС и акциз. "Однако к 16 июня компания не подтвердила российскую составляющую в виде 40%. Подтверждения не было ни документального, ни фактического, то есть компания нарушила условия договора",- объяснил представитель СЗТУ. В Ford в свою очередь отметили, что 40-процентной локализации компания уже достигла, о чем известила заинтересованные государственные ведомства в мае этого года. "По условиям договора с Минэкономразвития подтверждение показателя локализации предусмотрено ежегодными отчетами в Минпромэнерго и ежеквартальными - в таможню",- отметила Кулиненко.
Идобавила, что новые требования таможни подтверждать российскую долю иным порядком вызвали значительные затруднения в документообороте: круглосуточное производство и отлаженное программное обеспечение не могут быть изменены в короткое время. Екатерина Кулиненко не стала детализировать, каким порядком таможня отныне требует подтверждать российскую долю. ВСЗТУ этого также не смогли сообщить.
Как отметили в СЗТУ, сейчас ежедневную таможенную очистку проходит 300 автомобилей из 2,5 тыс., находящихся на складах завода. "Ford имеет задолженность в размере 400 млн руб., 124 млн руб. из которых уже выплачены",- отмечается в сообщении СЗТУ. В Ford эти цифры комментировать отказались. Знакомый с ситуацией эксперт предположил, что 400 млн руб.- это стоимость таможенной очистки (с учетом НДС и акциза) 2,5 тыс. машин.
Руководитель таможенной практики юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary Вильгельмина Шавшина отмечает, что пока Ford не докажет свое право на льготу, автопроизводитель вынужден будет оплачивать пошлины в общем порядке. "Но если компания подтвердит свое право документально, то сможет претендовать на возврат излишне уплаченных сумм по факту предоставления документов в течение месяца",- добавила Шавшина. По подсчетам управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, убытки Ford от уплаты таможенных платежей при условии их последующего возврата составят примерно $30 с одного автомобиля в месяц. "При ежемесячном производстве в 5 тыс. машин каждый месяц Ford будет терять $150 тыс.",- отмечает он. По мнению Агибалова, сложившаяся ситуация - хороший повод для Ford поднять цены на Focus. "На растущем рынке никто не станет дешево продавать машины, по цене в своем сегменте у Ford конкурентов нет".
Одна из причин подобного шага таможенников, по мнению Агибалова, такова: власти пытаются показать иностранным автоконцернам, что отслеживают и контролируют их действия в России. "Сейчас сразу несколько иностранных компаний подписали соглашение о промсборке, и власть, устраивая "показательную порку", демонстрирует, что необходимо выполнять обязательства",- считает аналитик.
А эксперт рынка, пожелавший остаться неназванным, предположил, что таможенники отреагировали на подачу Ford заявки в Минэкономразвития на переход в режим промышленнойсборки. "Этот режим не предусматривает таможенного склада на территории завода",- отмечает эксперт.


РОМАН ГУЛЯЕВ
ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА
АРИНА ШАРИПОВА

Деловая газета "Бизнес"