30.06.2006

Гарантия из общего котла. Общественная палата предложила способ решения проблемы банковских гарантий для туроператоров, у которых не хватает денег



Предлагается обязать участников рынка отчислять определенную сумму в общий гарантийный фонд, средства которого и пойдут на обеспечение гарантий для операторов. Впрочем, экспертам непонятно, кто и как будет распределять средства фонда, а крупные туроператоры не хотят платить за решение проблем небольших компаний.
Поправки в закон "Об основах туристической деятельности", которые должны быть приняты Госдумой к началу осенней сессии, обязывают туроператоров застраховать свою ответственность либо получить банковскую гарантию на 1 млн и 10 млн руб., для внутренних и международных туроператоров соответственно.
Между тем заручиться гарантией банка либо страховой компании смогут далеко не все участники туристического рынка.
"Туристический бизнес имеет слабую капитализацию - в нем практически нет материальных активов, а потому банки будут охотно гарантировать только крупных туроператоров, в платежеспособности которых уверены",- поясняет первый зампредседателя правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев. С ним согласна начальник управления прямых продаж Пробизнесбанка Гелена Грешнер: "Любое юрлицо перед получением банковской гарантии проходит процедуру оценки кредитоспособности. Не уверена, что большинство туристических компаний смогут ее пройти".
Такого же мнения придерживаются и страховщики. Как считает вице-президент "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов, компании продадут страховые полисы с указанным в законе покрытием далеко не каждой турфирме. "Страхование ответственности в этом бизнесе - дорогая услуга, поскольку риск довольно велик, риски могут быть связаны не столько с форс-мажорными обстоятельствами, сколько с разгильдяйством отдельных компаний. К тому же нет четко определенных правил, которые досконально прописывали бы возможные риски",- говорит он.
В результате, чтобы остаться на рынке, большинству туроператоров придется открывать банковский депозит на 1 млн или 10 млн руб. Для многих турфирм, прежде всего региональных, такойвзнос окажется непосильным (об этом "Бизнес" писал 14 июня), что приведет к консолидации рынка либо к уходу с него значительного количества игроков.
На днях способ решения проблемы предложила Общественная палата: как сообщил ее представитель Владимир Лазуренко, палата "ведет работу по созданию страхового фонда, который будет формироваться из обязательных отчислений турфирм". Этот фонд, по словам Лазуренко, может стать тем самым обеспечением для банков, под которое будут выдаваться гарантии.
Впрочем, операторы и профильные чиновники сомневаются в том, что такая система будет работать. "Похожая система действует в Турции и Великобритании, однако там рынки сформировались давно и хорошо отрегулированы. Здесь непонятно, кто будет управлять фондом и кому будет выделяться "помощь"",- отметил пресс-секретарь Ростуризма Сергей Синицын.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что в России нет четко проработанного механизма действия подобных фондов. "Возникает слишком много вопросов: кто будет получать эти деньги, кто будет их контролировать, и по какому принципу они будут распределяться",- думает она.
По словам гендиректора туроператора "Лайф-стайл" Станислава Сульдина, организовать подобный фонд туристические власти и участники рынка уже пытались несколько лет назад. Но из-за риска коррупции и непонятного распределения средств идея сошла на нет сама собой, вспоминает он. Гендиректор компании "Инна тур" Дмитрий Горин сомневается, что крупные операторы согласятся брать на себя риски небольших компаний: "Мы готовы обеспечить себя банковской гарантией, но никак не готовы отвечать за грехи случайных однодневных компаний".

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"