03.07.2006

Что еще вступило в силу



1 июля стало днем X не только для компаний связи и предпринимателей без образования юридического лица, торгующих алкоголем. В этот день вступили в силу целый ряд законов, существенно изменивших правила игры сразу на нескольких рынках.

Главной проблемой алкогольного рынка стал все же не запрет на продажу алкоголя ПБОЮЛ.

Импортный алкоголь вообще исчез из розницы и ресторанов.

Как неоднократно писал "Бизнес", с 1 июля 2006 года запрещается оборот алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года включительно в установленном порядке (при помощи акцизных марок старого образца). После этой даты в соответствии со ст. 26 федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" такая продукция будет признана находящейся в незаконном обороте.

Продукции с марками нового образца в магазинах пока нет. Вина и крепкие спиртные напитки со старыми марками отправляются на переклейку марок. Отечественные напитки должны пройти эту процедуру до 1 сентября, импортные - до 29 декабря. "Нам непонятно, как будет идти перемаркировка этой продукции, потому что нет соответствующего постановления правительства на этот счет, есть только инструкции налоговой службы",- заявил пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров, напомнив при этом, что по перемаркировке импортного алкоголя такое постановление подписано. "При этом непонятно, почему на импортном алкоголе разрешено менять марки до 29 декабря, а на российском - только до 1 сентября",- говорит Добров.

СПАП оценивает потенциальные убытки отечественных производителей в 3 млрд руб.

Ложкой меда в этой бочке дегтя для производителей и импортеров алкоголя - прежде всего вина - стала новая редакция закона о рекламе, которая вступила в силу с 1 июля 2006 года. В ней более четко регламентируется реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Будет разрешена реклама алкогольной продукции крепостью не более 15 градусов на страницах печатных изданий. Реклама алкогольных напитков не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, Домах и Дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий. Запрет рекламы на табачные изделия отсрочен до 1 января 2007 года.

Впрочем, этим же законом вводятся и довольно существенные ограничения, прежде всего на телерекламу. Ее максимальный объем сократится с нынешних 15 до 12 минут в час, а с 2008 года - до 9 минут.

Отом, как они скажутся на рынке, его участники пока не берутся судить. "Сейчас слишком мало исходных данных, которые позволяли бы прогнозировать поведение рекламодателей в 2008 году",- заявил в интервью "Бизнесу" (см. номер от 30 июня) глава "Видео интернешнл" Сергей Васильев.

Не менее этапные изменения ждут страховой рынок, правда, уже в ближайшем будущем. К субботе компании, осуществляющие имущественные виды страхования, должны были довести размер уставного капитала до как минимум 20 млн руб. Этому требованию не удовлетворяют 150 страховых компаний. А для компаний, которые наряду с имущественными видами проводят страхование жизни, эта планка повышена до 40 млн руб. Этому требованию не отвечают еще более 50 страховых компаний. Таким образом, всего более 200 СК могут в середине лета лишиться лицензии. Всего на российском рынке работают около тысячи страховщиков.

Еще одна новация на финансовом рынке скорее символична. С 1 июля 2006 года Центральный банк России отменяет требование о резервировании средств при проведении валютных операций капитального характера (при ввозе и вывозе капитала). Также отменено правило, согласно которому на подобные операции нужно было получать разрешение ЦБ. Подобный факт свидетельствует о полной либерализации валютного рынка страны. Так, теперь нерезиденты могут свободно покупать и продавать российские государственные ценные бумаги, номинированные в рублях (ОФЗ).

Однако председатель Банка России Сергей Игнатьев считает, что отмена с 1 июля ограничений по конвертируемости российского рубля не повлечет серьезных последствий. "Валютная либерализация продолжается в России уже несколько лет,и практически нет ограничений по капитальным операциям,- заявил глава ЦБ.- Население этого практически не почувствует, почувствуют бизнес и иностранные инвесторы- для них условия станут более прозрачными". Несмотря на это, председатель Банка России не ожидает серьезного притока капитала после 1 июля

НИЛЬС ИОГАНСЕН

Деловая газета "Бизнес"