Президент-placement. С помощью первого лица страны лучше рекламировать рестораны и предметы роскошиКомпании платят сотни тысяч долларов, чтобы герои блокбастеров или кинозвезды пили их пиво или гоняли на автомобилях определенной марки. А вот президент России Владимир Путин, появляющийся на телеэкранах в часах Patek Philippe или костюме Brioni, денег за рекламу не берет. Но ни одна знаменитость не может сделать большего для продвижения этих марок. Правда, и его маркетинговые возможности ограничены, предупреждают эксперты: производители массовых продуктов, засветившихся рядом с главой государства, получают только моральное удовлетворение, но не рост продаж. Равнение на верх Во время одного из своих визитов в Китай в этом году Владимир Путин вместо часов Patek Philippe Perpetual Calendar в белом золоте, которые он носит уже несколько лет, надел Breguet Marine, рассказал Ведомостям на условиях анонимности сотрудник группы Mercury (дистрибутор Breguet в России). Публика моментально заметила эту, казалось бы, не самую очевидную деталь, и часы "как у Путина" стоимостью от 30 000 евро смели из российских бутиков за считанные дни, утверждает собеседник Ведомостей. По его словам, пристрастия Путина сильно влияют на продажи и других предметов роскоши, например костюмов Brioni (эту марку в России тоже представляет Mercury), потому что покупатели любят и уважают президента и очень внимательно следят за новинками, которые появляются у первого лица страны. Однако оценить влияние президента на продажи товаров не захотели ни в Mercury, ни в штаб-квартире часовщиков или Brioni. Но, по данным конкурентов, по объемам продаж в прошлом году Breguet вышел на четвертое место в России среди премиальных часовых марок. На официальном сайте президента можно найти его фотографии в ярко-красном горнолыжном костюме с логотипом японской компании Mizuno. Кирилл Медведев, бренд-менеджер российского дистрибутора марки, компании Про Атлетикс, считает это достойнейшим аргументом против конкурентов. Путинский стиль копируют многие бизнесмены и чиновники: носят, как и он, часы на правой руке или заводят черных лабрадоров. В России с ее самодержавными корнями, как и во многих бывших советских республиках, принято подражать первым лицам, добавляет Сергей Цатурянц, управляющий партнер International Talent Agency (ITA). Если президент выбрал для себя какую-то вещь, то следует цепная реакция эту вещь начинают носить высшие чиновники, за ними средние, мелкие, и бренд становится модным. Помимо желания быть как президент срабатывает миф о том, что в Кремле выбирают все самое лучшее, говорит он. Но это еще не значит, что любой бренд, мелькнувший на телеэкране рядом с Путиным, обречен на успех. Это должны быть личные вещи президента костюмы, часы, машины. Либо марки, которые он похвалит публично, продолжает Цатурянц. Даже те, кто не может тратить десятки тысяч долларов на безделушки, стремятся подражать президенту. Набрав в поисковых системах словосочетание часы Путина, можно получить ссылки на сайты, торгующие копиями швейцарских часов. Как признался Ведомостям менеджер одного из таких интернет-магазинов Stillwatch.ru, копии президентских Patek Philippe Perpetual Calendar одни из самых популярных. В бутике Mercury за эту модель придется выложить 41 000 евро, а реплику можно приобрести за $150-200. Мощным имиджевым ресурсом могла бы стать близость Путина к любой финансовой структуре, считает заместитель гендиректора по рекламе аудиторско-консалтинговой группы Финэкспертиза Ирина Зеленкова. В глазах общественности президент сам по себе сильный бренд, воплощающий надежность и стабильность: естественно, такое же отношение распространится и на банк, с которым он был бы связан. Однако в петербургском Промышленно-строительном банке, 23 акции которого (0,00025% уставного капитала) принадлежали Путину до 2003 г., влияние этого на имидж банка официально комментировать отказались. А один из менеджеров банка на условиях анонимности заявил Ведомостям, что участие Владимира Владимировича в акционерном капитале не повлияло на репутацию банка. Правда, бывший сотрудник ПСБ признался, что эта информация использовалась во время приватных переговоров для косвенного продвижения как самой структуры, так и банковских продуктов. Здесь был Путин Активнее других используют имя президента в маркетинговых целях заведения общепита. Рекламный слоган у нас был Путин эксплуатируют практически все российские рестораны, в которых когда-либо побывал президент, и даже некоторые иностранные заведения. Так в марте этого года во время визита в Чехию Владимир Путин сделал незапланированную остановку ему захотелось выпить пива в небольшом пражском ресторане У Карлова моста. С тех пор число его посетителей заметно выросло, рассказал Ведомостям сотрудник ресторана Радек Хорват. Люди узнали, что у нас был Путин, и теперь заказывают то же, что и ваш президент, жареные колбаски с хреном и кружку Pilsner Urquell, говорит Хорват. Такой обед стоит примерно $8. В ресторане Подворье под Санкт-Петербургом уже шесть лет предлагают за 65 евро попробовать Меню для президента России В. В. Путина в день его рождения. Путин отмечал здесь свой первый день рождения в качестве президента России. Меню Владимира Владимировича достаточно большое и интересное, и его до сих пор охотно заказывают туристы, рассказывает менеджер Подворья. О том, как президент посещал их рестораны, часто вспоминают хозяева питерских ресторанов New Island и Русская рыбалка, говорит известный петербургский ресторатор Леонид Гарбар. По его мнению, подобные истории очень привлекают туристов. В Москве гордиться президентским вниманием может Царская охота на Рублево-Успенском шоссе, принадлежащая ресторатору Аркадию Новикову. Сюда Путин приводил в 2000 г. своего казахского коллегу Нурсултана Назарбаева, а до него заведение посещал и первый президент страны Борис Ельцин. Но пресс-секретарь Новикова Екатерина Дроздова утверждает, что ресторан не пытается играть на этом: Охота и так популярна у крупных чиновников и бизнесменов. А вот бар Пивнушка, принимавший шесть лет назад российского президента вместе с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, до сих пор активно использует этот эпизод для своей рекламы. Фотографии и рассказ о знаменательном ужине размещены на главной страницы сайта Пивнушки. Ее владельцы и свой новый проект пивную Хэнде Хох, открытую в прошлом году, представляют клиентам как аналог ресторана, гостями которого были президент РФ В. В. Путин и Тони Блэр. далее... Ринат Сагдиев Елена Виноградова (В подготовке статьи принимали участие Кирилл Корюкин, Анна Николаева, Анна Ахмедова, Глеб Крампец, Екатерина Кудашкина.) Ведомости |