12.07.2006

Бензин в Москве стал чище. Нормы «Евро-2» облегчили жизнь владельцам московских автозаправок



По данным статистики московский бензин стал качественнее, хотя требования к качеству с марта текущего года стали немного лояльнее. Во время июньской проверки было выявлено всего три пробы, не соответствующие действующим нормам. Нарушители платят штрафы, хотя насколько они повлияют на сознательность торговцев некачественным бензином – не известно.

В Департаменте природопользования столицы не пояснили, каким именно экологическим нормам не соответствовал бензин – был слишком богат тяжелыми металлами или просто разбавлен.

Штраф на 4 миллиона

«Общая сумма штрафов достигла 4 миллионов 200 тысяч рублей, однако уплачено всего четыре штрафа, которые не покрывают и четверти этой суммы» В конце 2005 года сотрудники Департамента природопользования Москвы обнародовали черный список городских АЗС – тогда в него вошли 25 заправок, но некоторым компаниям принадлежало по 2-3 точки. За первое полугодие 2006 года было проверено 96 АЗС, но отклонения от существующих норм были выявлены всего в 14 точках. В список нарушителей этого года прошлогодние нарушители не попали – видимо, политика штрафов все-таки делает свое дело. По выявленным в июне фактам нарушения тут же было возбуждено три дела об административных правонарушениях, и виновные были оштрафованы в сумме на 900 тысяч рублей.

Несмотря на внушительную сумму, дальнейшие выплаты будут еще больше. С начала 2006 года в связи с нарушениями законодательства об охране окружающей среды вынесено 15 постановлений. Общая сумма штрафов достигла 4 миллионов 200 тысяч рублей, однако уплачено всего четыре штрафа, которые не покрывают и четверти этой суммы. Выплат нет по самым разнообразным причинам: то не истек срок добровольной уплаты штрафа, то происходит процедура обжалования (из семи обжалованных постановлений судом отменено всего два, и юристы департамента подали в их отношении апелляционные жалобы).

Несмотря на небольшое количество проверенных заправок, специалисты Департамента уверены, что ситуация с торговлей бензином в Москве серьезно улучшилась и вал контрафактного топлива пошел на убыль. Правда, до полной победы пока далеко. Возможно, если бы торговцы некачественным бензином имели в перспективе не уплату штрафа (пусть даже и большого), а отзыв лицензии, то победа настала бы существенно раньше.

Цифры и реальность

Стоит отметить и некоторые нюансы на фронте борьбы с некачественным автомобильным топливом. Статистика Департамента природопользования отметила в конце прошлого года 37 заправок, торгующих «неправильным бензином», но в большинстве своем претензии были даже не столько к качеству бензину, сколько к количеству содержащегося в нем свинца. Стандарты «Евро-2» допускают наличие свинца в бензине на уровне 10 мг/дм куб. или меньше. Московские же нормы до недавнего времени были в два раза строже: постановление городских властей № 952 допускало не больше 5 мг/дм куб.

В октябре 2005 года правительство РФ утвердило технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Через шесть месяцев после утверждения новых норм начал действовать стандарт «Евро-2», хотя для производителей топлива нововведения начали действовать практически сразу. Это одна из причин, по которой могла серьезно сократиться тревожная бензиновая статистика.

Есть и другая. В Департаменте природопользования столицы работа по сбору необходимых замеров топлива на автозаправках возложена на плечи всего двух инспекторов. Сколько они успеют сделать за месяц, такова и будет статистика. Кроме того, сотрудник департамента сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что дело сильно осложняет судебная волокита. «Штат пока не увеличивают. Сколько могут успеть два человека за месяц – ведь им и в суд приходится ездить, и пробы брать… По возможности справляемся», – заключил сотрудник департамента.



Екатерина Сапогова

Взгляд