13.07.2006

$2 млрд контрафактных автокомпонентов. Производители автокомпонентов оценили рынок поддельных автозапчастей в $2 млрд, или 30% от общего рынка



Они попадают на рынок как из небольших, подчас полукустарных производств, так и от сотрудников автозаводов, продающих запчасти, которые должны быть утилизированы из-за брака. Аналитики считают, что под предлогом борьбы с контрафактом крупные производители автокомпонентов хотят вытеснить с рынка мелких конкурентов.
Как сообщили вчера представители Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК), объем рынка поддельных автозапчастей для отечественных автомобилей достиг уровня $2 млрд.
Как рассказал "Бизнесу" исполнительный директор НАПАК Михаил Блохин, в ассоциации оценивают долю контрафакта в 30% от рынка запчастей, который составляет более $6 млрд.
Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков оценивает общий объем рынка автокомпонентов в 2005 году в более скромные $3,2-3,5 млрд. "Большая часть контрафактной продукции преобладает на вторичном рынке, где в среднем 60% автозапчастей - подделки",- считает он. По словам Кочеткова, в России существует довольно отлаженная система: небольшие предприятия производят или восстанавливают автозапчасти, имея собственные каналы сбыта как через автосервисы, так и через небольшие магазины.
При этом оптовикам работать с мелкими производителями выгоднее. "По качеству продукция этих предприятий может не уступать лицензированному товару, а по цене она значительно дешевле - на 10-15% в рознице и на 30% - по закупке",- говорит Кочетков.
Производители автокомпонентов уверяют, что проблема контрафактной продукции существует. Представитель "Северсталь-авто" заявил, что доля подделок под брэндами УАЗ и ЗМЗ составляет 15-20%. По его словам, как правило, подделывают не самую сложную в технологическом плане, но дорогую продукцию: поршни, свечи, жгуты, элементы тормозной системы, рулевого управления. Впрочем, существуют примеры успешного решения этой проблемы. Как заявила менеджер по рекламе и продвижению Борского стекольного завода Юлия Шурыгина, за пять лет доля контрафакта продукции предприятия снизилась до 3-5% (см. справку).
Пути попадания контрафакта на рынок бывают разными. В некоторых случаях это создание кустарных цехов по производству или восстановлению бывших в употреблении автозапчастей. Нередко сотрудники автозаводов вывозят бракованные запчасти и продают их под заводской маркой. "Наша служба безопасности активно борется с такими фактами",- отметил директор по PR группы ГАЗ Владимир Торин.
Ранее о подобной проблеме говорил генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Есиповский.
НАПАК планирует противодействовать распространению контрафактных запчастей. Так, накануне в интернете появился специальный сайт, где представлены фотографии нормальных и фальшивых автозапчастей. По словам Михаила Блохина, это только часть программы борьбы с контрафактом, однако о дальнейших шагах ассоциации он сообщить отказался.
По мнению Владислава Кочеткова, на фоне борьбы с контрафактом крупные производители автокомплектующих пытаются задавить мелких конкурентов. "Сегодня эти компании переживают не лучшие времена. Но основные убытки они несут не из-за контрафакта, а по причине невысокой конкурентоспособности собственной продукции: нередко мелкие предприятии производят не менее качественные запчасти, но по более низкой цене",- отмечает аналитик.

ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"